Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).
Моя дорога в небо. 4 августа к вечеру прилетели генерал-лейтенант С.Ф. Жаворонков и известный лётчик-испытатель Влади мир Коккинаки. Командующий авиацией объявил лётчикам боевое задание: налёты на фашистский Берлин. Лётчики и штурманы готовились к удару по Берлину. Занятия проводили начальник авиагруппы и флагман ский штурман. Особое внимание полковник Преображенскгш обратил на гісследовангіе г{елей. Каждому самолёту он вы делил армейский предмет, с тем, чтобы как разрешается шире рассредоточиться над Берлином и объять бомбардировкой весь город. В то время как экипажи готовились к ответственному полёту С.Ф. Жаворонкова продолжали волновать во просы обеспечения авиагруппы необходимым количеством топлива и боеприпасов, охраны аэродрома от воз можных налётов вражеской авиации. По части снабжения все обязанности были возложены на тыл 15-й разведывательной эскадрильи. Бомбы и бензин доставлялись на остров на тральщиках. Вопрос о прикрытии аэродрома зенитной артиллерией и истре бителями Жаворонков решил с генерал-майором береговой службы А. Б. Елисеевым, в распоряжении которого находилось до двух дивизионов 76-мм зенитных пушек и эскадрилья истребителей И-153 («Чайка»). Для раз ведки в открытом море по курсу полёта бомбардировщиков и оказания помощи экипажам в случае вынужден ных посадок на воду по указанию С.Ф. Жаворонкова были направлены две четырёхмоторные летающие лодки конструкции Четверикова. Вечером 6 августа экипажи первой группы бомбардировщиков получили боевую задачу. Маршрут полёта уточнялся на месте и сложился следующим образом: взлёт — вечером, в 21.00, на бре ющем полёте с набором высоты до 6000-7000 м, полёт без истребителей охранения над морем 1300 км без радиосвязи, средств радионавигагщи, г\елеуказания. Поворот врайоне военно-морской базы Щеттин, и до Бер лина оставалось всего 20-30 минут лету. Возвращение по той же схеме. Командир, полковник Е. Преображенский, приказал: «На Берлин идут три звена. Взлёт через 15 минут. Строй —«ромб». Высота над Берлином —не менее 600 метров. Радиосвязь не использовать. При вынужденного посадке самолёт сжечь!». Лётные экипажи понимали, на что идут (7-8 часов ночного полёта над морем, а в Германии ждёт ПВО, при посадке в море помощь не планировалась). Первый налёт на Берлин начался ужином в лётной столовой. Командир полка пригласил: «Прошу к столу!». Жаворонков очень этому удивился, так как в ВВС такого обычая нет. Но ведь летели морские экипажи, и это —обычай флота. Молодая официантка принесла графинчики с водкой. И тут Преображенский сказал ласково: «Завтра, дочка. Сегодня мы ещё поработаем. Вот чайку налей, да покрепче!». После ужина все пели под гита ру. А потом и командир взял баян —уроженец Вологды был хорошим музыкантом и в Ейском училище, и тут, на фронте. И вот 7 августа к 21.00 моторы ДБ-ЗФ прогреты. Пошли по одному на взлёт. Тут в конце взлётной по лосы увидели развернутый флаг полка и генерала С. Жаворонкова с комиссаром Г. Оганезовым, которые отдавали честь каждому экипажу. В воздух поднялся ДБ-3 Преображенского Е.Н., сразу же за ним взлетели капитан Плоткин М.Н., старший лейтенант Трычков П.Н. и лейтенант Дашковский Н.Ф. В воздухе самолёты построились ромбом и полетели в сторону Балтийского моря. Взлёт происходил перед заходом солнца. Бомбардировщики один за другим выходи ли на старт и, пробежав почти весь аэродром, медленно отрывались от земли, уходя в сторону моря. Через пят надцать минут стартовало звено капитана Гречишникова В.А., а ещё через пятнадцать —экипажи звена капитана Ефремова А.Я. Там они собрались в три группы. Для первого полёта на каждом самолёте решили подвесить по восемь стокилограммовых бомб. Видимость была настолько плохой, что лётчики видели лишь огни выхлопных патрубков флагманской маши ны. Между островами Готланд и Борнхольм четверть часа летели в грозовых тучах. За Борнхольмом, на высоте 6200 м, по сигналу штурмана Хохлова повернули на юг. Температура в кабинах опустилась до -38°С, и лётчики мерзли, несмотря на меховые комбинезоны и унты. Полёт проходил в исключительно трудных условиях. Три четверти пути проходило над водной поверхно стью Балтийского моря, вне видимости берега, часть маршрута пришлось лететь в облаках и за облаками. Сла бое пилотажно-навигационное оборудование самолётов, в сочетании с трудными условиями полёта, при общей продолжительности 7 - 8 часов, требовали от экипажей исключительно высокого физического и морального напряжения сил, безукоризненной техники пилотирования и самолётовождения. На всём протяжении маршрута от береговой черты и до цели самолёты подвергались обстрелу зенитной артиллерией (ЗА) и освещению про жекторами. Над территорией Германии станции наблюдения при пролёте ДБ-3 включали прожекторы, но, видимо, при няли советские самолёты за свои и даже просигналили приглашение на посадку. Ночной Берлин был ярко освещён: горели фонари, светилась неоновая реклама, искрили трамвайные дуги. При левом развороте в районе Щеттина немцы на аэродроме обознались (решили, что летят свои) и зажгли по садочные огни. Наши прошли мимо. 209
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz