Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).

Валерий Алексеев . Подлёт бомбардировщики о. Сааремаа выполнили ночью из-под Ленинграда (аэродром «Беззаботный»), И все сели на Кагуле. И тут опять встала проблема: как спрятать самолёты от воздушной разведки? Требовалась охрана от нападений эстонцев. Нашли решение: поставили бомбардировщики у домов на хуторах и накрыли маскировочными сетками. С.Ф. Жаворонков на «И-15» ушёл в воздух, проверил - всё нормально. И почти две недели фашисты не могли обнаружить самолёты. И, конечно, не смогли догадаться о цели всей операции. В ночь на 3 августа с аэродрома Кагул был осуществлён пробный полёт —несколько экипажей, имея запас горючего до Берлина и полный боекомплект, слетали на разведку погоды и сбросили бомбы на Свинемюнде. В рамках подготовки к бомбардировке Берлина командующий ВВС ВМФ генерал-лейтенант авиации С.Ф. Жаворонков решил провести пробный боевой вылет на полную дальность. Это давало возможность разведать маршрут над морем, проверить противовоздушную оборону на подступах к столице фашистской Германии и, учитывая изношенность моторов и сложность метеоусловий, практически определить бомбовую нагрузку на каждый самолёт. Ш Маршрут пробного . полета по изломанной линии от острова Саа­ ремаа пролегал на за­ пад до центральной ча- сти Балтийского моря, затем шёл на юг к не­ мецкому порту Штет­ тину, углублялся до се­ мидесяти километров в глубь территории и резко поворачивал на восток в направлении на Данциг. От Данцига линия маршрута снова выходила в централь­ ную часть Балтийского моря и оттуда возвра­ щалась на Сааремаа. Предпочтительнее было бы вернуться от На крыле у кабины самолёта - командир 1-го МТАП Герой Советского Союза полковник Евгений п0 прежнему маршру- Николаевич Преображенский ^ н0 командующий решил нанести неожиданный бомбовёй удар по фашистской эскадре на рейде Данцига. В целях детального уточнения условий полётов, в ночь с 4 на 5 августа был организован пробный разведы­ вательный полёт на Берлин группой из пяти самолётов ДБ-3. 4 августа 1941 г. в 22.00 пять дальних бомбардировщиков взлетели с аэродрома Кагул с интервалом в десять минут и взяли курс на Штеттин. Каждый ДБ-3 шёл самостоятельно, радиосвязь между бомбардировщиками в воздухе запрещалась. Бомбовая нагрузка составляла две фугасных авиационных бомбы ФАБ-250 и три ФАБ- 100 . «Ефремов подошёл к Данцигу с юго-запада, из глубины немецкой территории. Ни сам город, ни внешний рейд порта не были видны, надёжно скрытые от наблюдения толстым слоем облаков. Где корабли стоят на 26 Юрий Виногр дов «Операция «Б»» 208

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz