Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).

Моя дорога в небо. Почему? А для того чтобы не портить те крайние мои впечатления, когда уходил из корабельной авиации. Полёт на корабль - это незабываемый полёт и днём и ночью над морем, океаном. Никогда не променяю его на полёт, например, над сушей, где всё понятно. А мне интересно было летать, когда море немного штор­ мит, ветер порывистый, видимость предельная, осадки, дымка, чтобы корабль качало, на палубу попадали воздушные брызги со свежестью морской воды. А собранность в экипаже при взлёте и посадке 100% с милли­ метровыми движениями для управления вертолётом. Под тобой стихия, море, океан и корабль живой и весь подвижный. Ты на всё смотришь с высоты, под определённым ракурсом, который с годами отрабатывал, в зависимости от высоты висения. Понимал, зачем это надо делать и к чему стремиться. И все параметры полёта контролировать мельком через приборы. Так что ни на сантиметр не меняешь своё место над тем, где всё движется и «шевелится». Чувствуешь себя в этих условиях спокойным, уверенным и ни один мускул у тебя не дрогнет. Всё под тобой ходит ходуном, а вертолёт висит как вкопанный, мельком распределение по приборам и только появляется возможность сесть - посадка. Время над палубой доводил до минимума, ещё до прохода борта за кормой уже знал, какое положение палубы, поймаю следующее для посадки по внутреннему секундомеру, всё было в динамике. И всё получалось. И корабль с любовью принимал вертолёт и нас в свои объ­ ятия. Оставалось только безопасно выключить двигатели и остановить несущие винты, закатить в ангар и зашвартовать вертолёт, закрыть крышки ангара. И только после этого заканчивались полёты и снималось напряжение, что все живы и здоровы, а это огромный коллектив авиагруппы и моряков, обеспечивающих полё­ ты. Это и был настоящий слаженный воинский коллектив, способный решать задачи по предназначению в тех условиях, в которых всё делалось, потому что к своей профессии относился очень серьёзно. И всё, что плани­ ровал изучить и найти ответы в течение службы, нашёл и научился летать с кораблей. Как мои наставники. А было у кого учиться. О них и расскажу>по порядку дальше, и о командирах кораблей и флотском начальстве. И пусть качается палуба, а мы сядем плавненько, аккуратно уловив момент для посадки. Вот это и есть то состояние, чувство, которое я запомнил и не променяю ни на что. При выполнении боевых задач особенно было интересно искать ПЛ, следить за ними, а если было подвешено оружие, то и «поражать». Да, мы применяли торпеды, бомбы. Были готовы и обучены применить спец. изделия, ядерное оружие на случай войны, каждый противолодочный эки­ паж. А особенно мне понравилось применение пороховых торпед с вы­ ставкой глубины погружения выше глубины погружения ПЛ, боевые тор­ педы становились в учебном варианте. Торпеды применяли в группе из четырех вертолётов в Средиземном море. И искали капсулы для объектив­ ного контроля наведения и поднимали их моряки из воды. В этих полётах во всем проявлялась слаженность в экипаже, воспринималось, как единое целое, грамотные действия всего экипажа лётчика, штурмана, оператора. При поисковых противолодочных операциях главным по «тарелочкам» в экипаже был штурман-оператор со слухом музыканта. Чтобы услышать в режиме шумопеленгования и выделить шумы ПЛ, отфильтровать по­ мехи, а если надо, то квалифицировать её по типу, и стране, отличить от нашей, определить атомная или дизельная. А это уже искусство, которое отрабатывалось с годами непрерывной учёбы. И на земле и в воздухе. За всем этим стоял огромный труд большого коллектива корабельного проти­ володочного полка. Кроме того что мы летали с аэродрома, основное вре­ мя наших полётов было на боевых службах на кораблях. Вдали от наших берегов, от своих семей. В то время и рождались наши дети, которых мы и не нянчили. И не знали, какими они бывают маленькими и беззащитными. Когда приходили из БС, им уже было по семь месяцев. Немного отдыша­ лись, и опять в море и на корабль, в тёплые края через Атлантику (голова, ноги, когда качает, такое состояние с человеком бывает) в Средиземку. Ле­ тать научились во всех условиях и днём и ночью. Со всех проектов кора­ блей. Нам ещё повезло, что летали на Севере и с кораблей, на которых базировались вертолёты Ка-25. Так что опыта полётов с кораблей было предостаточно, но его никогда не бывает много. А впереди, за годы службы предстояло и освоить все типы корабельных вертолётов. Выполнять все задачи, которые есть в Морской авиации для корабельных вертолётов. Полёты на штурмовике Ка-29 интересные и за­ дачи все освоили. Полёт на Ка-27ПС спасатель - это святое, спасти и сохранить в любых условиях, обученность по всем параметрам на все 100%. Только больше душа у меня лежала к вертолёту Ка-27ПЛ - противолодочному. Когда размеренно по схеме ищется ПЛ, затрачиваем определённое время, а потом получаем результат и все продолжается в динамике очень быстро и продуманно. Все возможности вертолёта и систем используются на все 100%, появляется настоящая Юрий Михайлович Лужков 187

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz