Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).
Моя дорога в небо . АВИАНОСЦЫ А вианосцы — это подвиж ный аэродром со всеми необходимыми средствами обе спечения полётов летательных ап паратов. Это гордость государства, его визитная карточка, свидетель ство его военного и экономического могущества, технического уровня развития. В СССР это бьши самые сложные и самые дорогие корабли. Проектирование и строительство этих авианесущих кораблей явля ется интереснейшими страницами в истории советского кораблестро ения. Такое оружие могла создавать промышленность, обладающая вы сокими современными технология ми. В тот период шло бесконечное соревнование двух политических систем в создании современных ви дов вооружения. США разработали крылатые ракеты «Гарпун». СССР крылатые ракеты «Гранит». США —«Томагавк», СССР —«Кинжал» и «Кортик». Авианосцы представляют мобильную систему оружия, способную действовать в любой точке Мирового оке ана и над значительной частью земной поверхности. Использование группировок авианесущих кораблей спо собствует решению важных государственных задач и поддержанию стабильности международной обстановки при противостоянии двух систем, укреплению статуса России как Великой морской державы. Авианосцы значительно повышали боеспособность флота, но и налагали дополнительную ответственность на командующих флотами. В то время не было, да и сейчас нет, специальных причалов для стоянки наших ави аносцев в ВМБ. Они стояли на внешнем рейде, вырабатывая ресурс механизмов и систем, изматывая служащих на них людей, так как на корабле находилось огромное количество боезапаса, механизмы надо было держать в постоянной боевой готовности, нести круглосуточное боевое дежурство в базе. Необходимо постоянно корабля ми снабжения подвозить топливо, воду, продовольствие. Офицеры и мичманы находились постоянно на корабле. Условия тяжёлые, метеоусловия суровые. Офицер и мичман может увидеть семью один два раза в неделю. Да и сход бывает только с 19.00 вечера до 6.00 утра. Ветер, туман, мороз могли сорвать эти сходы. Потом различные организационные мероприятия, тревоги, учения, длительные походы на боевую службу. Хотя офицеры на авианосцы шли служить доброволь но, да и брали туда не каждого. На авианосцах идёт быстрое повышение в офицерских званиях, что открывает дальнейшее продвижение по службе, и почти все стремятся попасть на берег, где смогли бы больше видеться с семьями. Тяжела морская служба, но русские сделали её невыносимой. Так как проводили боевые службы в дальних походах мы, выдержать не просто. К тому же стоянка на рейде была не безопасной. Во время ураганов корабли не раз срывало с якорей и бочек и несло на берег, что было с «Киевом» в Североморске. Было и такое, когда сточные воды и отходы сбрасывали в воды бухты, загрязняя окружающую среду, так как вспо-могательный флот был не способен обеспечить жизнедеятельность корабля. Таким образом, авианосцы пожирали львиную долю средств, выделенных на поддержание боеготовности флота. Для повышения боевой устойчивости авианосцы выходили в море в составе кораблей обеспечения. Хотя сами бьши способны противостоять противнику, атакующему с воздуха, с кораблей и из-под воды. Все это требовало значительных материальных затрат. С распадом СССР рухнул и ВМФ, и в первую очередь жертвами стали авианосцы, которые стало невозможно содержать. ВМС государств вероятного противника имели и имеют сейчас в своём составе многоцелевые авианосцы, на борту которых базируются реактивные самолёты-истребители, штурмовики, вертолёты и самолёты противо лодочной обороны, самолёты обеспечения —радиолокационного дозора и наведения, радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Праздник день ВМФ в Североморске 183
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz