Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).

Моя дорога в небо . АВИАНОСЦЫ А вианосцы — это подвиж­ ный аэродром со всеми необходимыми средствами обе­ спечения полётов летательных ап­ паратов. Это гордость государства, его визитная карточка, свидетель­ ство его военного и экономического могущества, технического уровня развития. В СССР это бьши самые сложные и самые дорогие корабли. Проектирование и строительство этих авианесущих кораблей явля­ ется интереснейшими страницами в истории советского кораблестро­ ения. Такое оружие могла создавать промышленность, обладающая вы­ сокими современными технология­ ми. В тот период шло бесконечное соревнование двух политических систем в создании современных ви­ дов вооружения. США разработали крылатые ракеты «Гарпун». СССР крылатые ракеты «Гранит». США —«Томагавк», СССР —«Кинжал» и «Кортик». Авианосцы представляют мобильную систему оружия, способную действовать в любой точке Мирового оке­ ана и над значительной частью земной поверхности. Использование группировок авианесущих кораблей спо­ собствует решению важных государственных задач и поддержанию стабильности международной обстановки при противостоянии двух систем, укреплению статуса России как Великой морской державы. Авианосцы значительно повышали боеспособность флота, но и налагали дополнительную ответственность на командующих флотами. В то время не было, да и сейчас нет, специальных причалов для стоянки наших ави­ аносцев в ВМБ. Они стояли на внешнем рейде, вырабатывая ресурс механизмов и систем, изматывая служащих на них людей, так как на корабле находилось огромное количество боезапаса, механизмы надо было держать в постоянной боевой готовности, нести круглосуточное боевое дежурство в базе. Необходимо постоянно корабля­ ми снабжения подвозить топливо, воду, продовольствие. Офицеры и мичманы находились постоянно на корабле. Условия тяжёлые, метеоусловия суровые. Офицер и мичман может увидеть семью один два раза в неделю. Да и сход бывает только с 19.00 вечера до 6.00 утра. Ветер, туман, мороз могли сорвать эти сходы. Потом различные организационные мероприятия, тревоги, учения, длительные походы на боевую службу. Хотя офицеры на авианосцы шли служить доброволь­ но, да и брали туда не каждого. На авианосцах идёт быстрое повышение в офицерских званиях, что открывает дальнейшее продвижение по службе, и почти все стремятся попасть на берег, где смогли бы больше видеться с семьями. Тяжела морская служба, но русские сделали её невыносимой. Так как проводили боевые службы в дальних походах мы, выдержать не просто. К тому же стоянка на рейде была не безопасной. Во время ураганов корабли не раз срывало с якорей и бочек и несло на берег, что было с «Киевом» в Североморске. Было и такое, когда сточные воды и отходы сбрасывали в воды бухты, загрязняя окружающую среду, так как вспо-могательный флот был не способен обеспечить жизнедеятельность корабля. Таким образом, авианосцы пожирали львиную долю средств, выделенных на поддержание боеготовности флота. Для повышения боевой устойчивости авианосцы выходили в море в составе кораблей обеспечения. Хотя сами бьши способны противостоять противнику, атакующему с воздуха, с кораблей и из-под воды. Все это требовало значительных материальных затрат. С распадом СССР рухнул и ВМФ, и в первую очередь жертвами стали авианосцы, которые стало невозможно содержать. ВМС государств вероятного противника имели и имеют сейчас в своём составе многоцелевые авианосцы, на борту которых базируются реактивные самолёты-истребители, штурмовики, вертолёты и самолёты противо­ лодочной обороны, самолёты обеспечения —радиолокационного дозора и наведения, радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Праздник день ВМФ в Североморске 183

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz