Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).

Моя дорога в небо . стью, имели бы малые значения взлётно-посадочных характеристик, основными из которых являются взлётная и посадочная скорости, длина взлёта и пробега. Авиационные конструкторы включились в поиск путей резкого сокращения длины разбега самолёта на взлёте и пробега при посадке. Самолёт Як-36, Як-38 Третья группа работ проводилась Центром боевой подготовки и переучивания лётного состава (ЦБП и ПЛС) авиации ВМФ. В период 1980-1982 гг. на основе пятилетнего опыта эксплуатации самолётов-штурмовиков Як- 38 с кораблей и берега были разработаны и внедрены в практику все организационно-штатные решения, внесе­ ны необходимые коррективы в штаты управлений ВВС флотов, управление авиации ВМФ, ЦБП и ПЛС, а также эскадр, в составе которых находились тяжёлые авианосные крейсера. Были чётко определены функциональные обязанности всех должностных лиц. Кроме того, в этот период были внесены необходимые изменения в целый ряд организационно-методических документов, важнейшими из которых являлись: • положение о корабельной авиации; • курс боевой подготовки самолётов-штурмовиков Як-38; • основы и организация боевого применения самолёта Як-38 с кораблей; • система и методика переучивания лётного состава на СВВП. В 1970 г. в ОКБ А.С. Яковлева создан первый отечествен­ ный корабельный са­ молёт вертикально­ го взлёта и посадки (СВВП) - лёгкий ко­ рабельный штурмовик Як-36М, а затем его модификация —Як-38. Для его базирования было принято реше­ ние о строительстве нового корабля про­ екта 1143 - тяжёлого авианесущего крейсе­ ра (ТАВКР). Перво­ начальные испытания СВВП проводились на крейсере «Москва», специально оборудо­ ванном для этой цели. В ноябре 1972 г. лётчик-испытатель М.С. Декобах (впоследствии Герой Советского Со­ юза) в присутствии руководящего состава авиации ВМФ впервые в истории отечественной морской авиации выполнил посадку СВВП на крейсере «Москва». За головным кораблём «Киев», сданным флоту в 1975 г., вступали в строй аналогичные корабли «Минск», «Новороссийск» и «Адмирал Флота Советского Союза Горшков». Указанные корабли и их авиационное вооружение предназначались в первую очередь для защиты позици­ онных районов атомных подводных ракетоносцев от надводных кораблей и противолодочной авиации про­ тивника. Однако вскоре стало очевидным, что авианесущие корабли с противолодочными вертолётами и само­ лётами-штурмовиками на борту имеют существенный недостаток - слабую защищённость от ударов с воздуха как от самолётов, так и от крылатых ракет. Следовательно, для тяжёлых авианесущих крейсеров задачей номер один стала организация ПВО и ПРО, что неизбежно связано с необходимостью размещения на них самолётов истребительной авиации. Необходимость в истребительной авиации на этих кораблях во много крат возросла в связи с массовой ракетизацией кораблей ВМС стран Запада. Большая значимость наличия авиационных комплексов непосредственно в боевых порядках кораблей флота убедительно подтвердилась, например, во время англо-аргентинского конфликта из-за Фолклендских (Мальвин­ ских) островов. Опыт эксплуатации самолётов-штурмовиков Як-38, базировавшихся на ТАВКР «Киев», «Минск», «Новорос­ сийск», не только дал мощный толчок в развитии тактики применения корабельной штурмовой авиации (КТТТА) в борьбе на море, но и помог найти принципиально новый путь применения высокоэнерговооружённых само­ лётов обычной схемы. Речь идёт о трамплинном взлёте самолёта с аэрофинишерной посадкой. На базе таких самолётов стало возможным создание такой корабельной авиации, которая решала бы в море более широкий круг задач, чем это могли самолёты вертикального взлёта и вертикальной посадки. ____________________________________________ Самолёт Як-38 спарка 175

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz