Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).
Моя дорога в небо. • оказание непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам и морским десантам в при брежных районах; • уничтожение кораблей в море. Кроме того, авианосцы в составе сил быстрого развёртывания должны были демонстративными и боевыми действиями выполнять функции сдерживания, устрашения и миротворчества. Создание США и другими странами НАТО стратегических систем оружия океанского базирования и сил их обеспечения, а также развёртывание в удалённых районах Мирового океана различных группировок ВМС способствовали усилению международной напряжённости и нарастанию угрозы нашей стране с океанских на правлений. В ответ на реальную угрозу ракетно-ядерного нападения с моря уже в середине 50-х годов правительством СССР были предприняты меры, направленные на расширение зоны действий отечественного флота, положено начало созданию для этих целей соответствующих сил и средств. Значительный рост экономического потенциала страны к тому времени уже создавал реальные материаль ные предпосылки и возможности для строительства океанского флота (прежде всего атомных ракетных подво дных лодок), а также надводных кораблей различного назначения и мощной морской авиации. Выход наших подводных лодок в удалённые районы Мирового океана потребовал всестороннего их боевого обеспечения, в частности борьбы с противолодочными надводными кораблями. Кроме того, необходимость ре шения Военно-Морским Флотом задач в удалённых районах выдвинула на первый план проблему усиления ПВО и ПРО. Авиация наземного базирования не всегда могла своевременно поддержать наши ко рабли, а в ряде случаев по досягаемости была не способна выполнять полёты в удалённые районы моря (океана). Большие интервалы между воздействием наших кораблей и уда рами, наносимыми по тем же объектам в море авиацией наземного базирования, суще ственно снижали эф фективность борьбы. Нереальным оказалось и прикрытие наших кораблей истребитель ной авиацией берего вого базирования, так как корабли действовали за пределами её радиуса действия. Все эти обстоятельства по родили острую проблему - необходимость в состав разнородного соединения включить такие корабли, которые бы имели на борту корабельную авиацию различного назначения. Во второй половине 50-х годов вооружённые силы развитых стран мира вступили в новый этап развития - этап коренных качественных преобразований, вызванных массовым внедрением ядерного оружия, ракет различного назначения и другой новейшей боевой техники. Это вызвало существенные изменения во взглядах на стратегию, оперативное искусство и тактику ведения боевых действий. Океан и его глубины стали рассматриваться как плацдарм для нанесения ракетно- ядерного удара с атомных подводных лодок, вооружённых баллистическими ракетами (ПЛАРБ). Для борьбы с этой угрозой требовались современные противолодочные корабли и авиация. Для расширения боевых возмож ностей противолодочных сил флота как нельзя лучше подходил вертолёт, способный базироваться на кораблях и имеющий специальную опускаемую гидроакустическую станцию для поиска и обнаружения ПЛ. К этому времени были созданы вертолёты Ка-10, Ка-15 и Ка-16 конструкции Камова. Первая посадка вертолёта Ка-10 на палубу крейсера «Максим Горький» была произведена 7 декабря 1950 г. В 1955 г. успешно прошли испытания вертолёта Ка-15: на крейсерах «Куйбышев» и «Кутузов» (Черноморский флот). Первоначально вертолёт Ка-15 был построен для решения задач наблюдения и связи. Несколько позже на его базе был создан противолодочный вертолёт. 173
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz