Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).

Моя дорога в небо . ПЕРЕБАЗИРОВАНИЕ НА КОРАБЛЬ А нализируя с 60-х годов аварии и катастрофы, предпосылки, сей­ час инциденты, на вертолётах при полё­ тах с кораблей, пришёл к выводу. Боль­ шинство АП произошли на посадочном курсе при полётах ночью при больших перерывах у лётного состава. Количе­ ство посадок не превышало 5 посадок в месяц и с большими перерывами между полётами. Также свою роль играла го­ товность кораблей АТСК при выполне­ нии полётов, и руководство полётами на корабле. Для того, чтобы не оказаться в таких условиях, при полётах с кораблей ниже ватерлинии корабля, выработал свой подход к этим вопросам с безопас­ ным выполнением полётов с кораблей. На «маленьких» (так их называл) ко­ раблях проектов 57, 61, 1134, 1134АС, 956, 1155, 1144, 1164, 1174, 5757А при выполнении полётов можно заранее всё учесть даже силами авиационной группы, всеми специалистами групп обслуживания. Это фундаментально проверить: АТСК, готовность всего ко­ рабля к перебазированию, готовность авиагруппы к посадкам на сам корабль. Готовность лётных экипажей к полётам с корабля. Готовность служебной до­ кументации и планов боевой подготов- военного совета ВВС СФ Путыниным Виктором Ивановичем ки на время базирования на корабле с 20 марта 1985 года Севастополь расчётом сил и средств. Выработал для себя схему на основе действующих приказов и директив, а потом и для своих лётчиков, не нарушая лётные документы и законы. Мой подход был таков: вся готовность корабля, лётного состава и ВС от А до Я и чтоб, как говорится, лампочка не горела такого не должно быть. В чём заключался сейчас, можно сказать, УСПЕХ ВСЕХ ПОЛЁТОВ И ПОСАДОК НА КОРАБЛЬ? Он заключался в следующем. Чем интенсивнее были полёты с кораблей, тем всё уверенней и уверенней мы летали. Наоборот, когда не летали и были большие перерывы, у лётного состава была неуверенность и больше ошибок в технике пилотирования. За полёты мы боролись и за­ ранее готовились. Все планы были согласованы и утверждены. Задача на сегодня - поделиться опытом с молодёжью. И весь этот опыт был получен трудом всего коллектива авиационной группы и личного состава корабля командиров БЧ, командиров кораблей в период службы, во время полётов и подготовке к ним. П о морской составляющей это знания самого корабля, АТСК. Самое главное - это заранее, до посадки экипажей и вертолёта на палубу корабля, произвести приемку корабля, определить его готовность к вы­ полнению полётов и обеспечению полётов. Большой опыт в этом вопросе я приобрёл во время приёмки корабля проекта 956 «Безудержный» на государственных испытаниях с завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге, а потом в Балтийске при вводе и сдаче в боевой состав ВМФ для СФ. Это была хорошая практика для палубного лётчика, а особенно для корабельного вертолётчика. В это время у меня была возможность всё досконально изучить и пообщаться со всеми разработчиками и конструкторами. Многое увидеть самому и посмотреть, как закладываются наши корабли, а потом они вливаются в боевой состав Флота. С проекта корабля 956 впервые выполнил первую посадку на Северном флоте. И с них мы потом летали и садились на палубу. Эти корабли для нас на долгие годы становились вторым домом в море, от 3-х до 5-ти лет мы жили в море на БС без учёта того времени, когда выполняли задачи в Северных морях. 153

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz