Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).
Валерий Алексеев_ КОГДА МЫ БЫЛИ ЛЕЙТЕНАНТАМИ, «ФЕЙСОМ ОБ ТЕЙБЛ - ЛЮБЯ» МЫ УЖЕ ПОЛУЧИЛИ В < ( спомнить об опыте в лётной работе и передать мо лодёжи и не только ей, а и авиационным ко мандирам, обязатель но надо. Рассказать о том времени, когда мы становились «на кры ло». В общем, тогда мы не задумывались, что с нами происходит в плане лётной рабо ты. А сейчас становит ся дико от тех безобра зий, когда начинаешь вникать в аварии и ка тастрофы, которые происходят с нашими лётчиками на новейших вертолётах и самолётах. Ведь название самолёта - «сам летает - только не мешай» это образно. Но всем руководят и управляют ЛЮДИ. Когда мы были лейтенантами, к нам очень строго и вниматель но относились все старшие товарищи в полку. Ощущалось это с первого дня, когда представили нас перед полком и распределили по эскадрильям. Огромное количество профессионалов в нашем полку оказало влияние на нас в становлении как лётчиков кора бельной, палубной авиации. В полку весь руководящий состав полка, эскадрилий был подготовлен к инструкторской работе, более 25 лётчиков-инструкторов. Курс на обучение был неизмен ным при всех командирах полка, начиная с наших фронтовиков. Они то и заложили тот климат в лётной и боевой подготовке, ко торый был у нас в полку. Летать во всех условиях Севера. Инже нерно-технический состав всегда был высоко подготовленным, грамотным, поэтому авиационная техника была всегда в исправ ном состоянии. Подходя к вертолёту на полётах на аэродроме, корабле, в ко мандировке всегда звучал доклад «Авиационная техника к полёту - ~ 'Щ й Ш 'л* Мы знали, что за этими словами стоит - каторжный труд в условиях Севера и огромная Полковник Баранов Виктор Михайлович любовь и ответственность за свою профессию. Далее расскажу, как готовили нас лётчики-инструкторы, как получали мы соответствующие допуска. Начну рассказывать о тех людях, которые как бы с нами в вертолёте не находились и на месте инструктора их не было, а на деле сыграли большую роль в нашем лётном обучении. Одним из них был штатный руководитель полё тов Баранов Виктор Михайлович и его офицеры, которые входили в группу руководства полётами. Его группу руководства мы называли «Первым экипажем на командно-диспетчерском пункте (КДП)». Ведь идут по лёты, и они отвечают напрямую за всё, что происходит в воздухе, на земле, за всю обстановку с 50-60 бортами вертолётов, которые выполняют полёты. Необходимо ещё следить за изменяющейся погодой, облачностью, ви димостью, ветром в течение лётной смены. Было, во время полётов меняли старт (курс посадки) на противопо ложный. Когда ветер становился противоположным на 180° или не позволял летать с этим курсом, когда погода портилась. Смена курса посадки была в динамике без прекращения полётов. И надо было отследить и вести все экипажи. Понять, правильно ли они летают, вовремя пресечь все уклонения на маршруте, «коробочке», на взлё те, на посадке. В условиях полярной ночи на рулении, когда заснеженные рулёжки не допустить сближений и схлестывания лопастей при запуске и останове НВ при рулении других экипажей рядом, где происходит запуск и выключение двигателей на вертолётах. При полёте по маршруту следить за правильным отходом от аэродро ма, и по самому маршруту на поворотных пунктах и входом в район аэродрома. Следить за изменяющейся по 134
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz