Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).

Моя дорога в небо . Учили нас для войны и для военных. Ещё раз повторяю, были отобра­ ны экипажи лучшие из лучших для выполнения этих задач. Только вслух эти слова никогда за годы службы не произносил. Мы только потели. Ле­ тали и летали, и стремились только летать. И сейчас, делая анализ нашей подготовки по истечении 30 лет от пер­ вых полётов в Заполярье, на Севере, на кораблях СФ до нынешней ситу­ ации, сложившейся в военной авиации и гражданской авиации, можно сказать: первое и, наверное, самое главное - это было понимание, в каких условиях происходят полёты на Севере, да ещё и с кораблей. Требования, предъявляемые к лётчикам, штурманам, техникам, ко всему лётному пер­ соналу, к группе руководства полётов были очень высокие. Каких резуль­ татов необходимо достичь во время лётной учёбы по становлению моло­ дых лётчиков, мы прекрасно понимали. Взлетаешь в ПМУ, садишься при условиях минимума, которого и нет на бумаге, практически при видимо­ сти до 30 м. Первым командиром отряда в полку у меня был Ольховик Сергей Константинович. С ним мы выполняли подготовку и первые боевые службы на «Киеве», вместе летали четвёркой на поиск и слежение за ПЛ и выполняли другие задачи. В отряде был опытный лётчик Жиляев Ген­ надий Борисович, мой ведущий в паре. Затем он стал командиром отряда у нас. Геннадий Борисович ещё при Ольховике С.К. передавал нам свой накопленный опыт. Он и следил как кандидат в ко­ мандиры отряда за всей нашей подготовкой к по­ лётам, отвечал за прослушивание магнитофонных записей внутри экипажа и рассказывал нам, как правильно отработать взаимодействие в экипаже. В 1985 году осенью отрядом мы перебазиро­ вались на двух вертолётах на БПК «Удалой» в Баренцевом море. Задачу выполняли по поиску и слежению за ПЛ «На приз Главкома ВМФ». Подготовились на корабле и подвесили торпе­ ду на мой вертолёт. Между собой в отряде сразу распределили, кто чем займется. Ольховик Сер­ гей Константинович - я на руководстве, Жиляев Геннадий Борисович - полечу вторым на смену в районе, если сразу не найдём ПЛ. Мне пришлось лететь первым. Море штормило. На корабле кач­ ка. Получили инструктаж перед вылетом экипа­ жем на ходовой, так принято делать на флоте у командира корабля Скока Николая Алексеевича. Произвели запуск, взлёт, прибыли в район. ПЛ нашли на 4-м зависании и по команде с корабля «уничтожили». Передали контакт «Удалому». За­ дачу выполнили успешно, после анализа средств ОК и разбора учений получил первые именные часы от Главкома ВМФ СССР С.Г. Горшкова. Большая заслуга в этом наших инструкторов и командиров. Учили очень здорово. А фактически нам передавали весь свой накопленный опыт за десятилетия при полётах в Заполярье, на Севе­ ре, при полётах с кораблей, при полётах по все­ му миру над морем и океаном наши инструкторы и наставники. Только вот на бумаге практически эти нюансы подготовки нигде не писались, и про­ читать их нигде невозможно. Учили из уст в уста. Вот почему, когда прервалась преемственность в лётном деле по команде менеджеров в МО с жен­ ским батальоном в армии, пошли катастрофа за катастрофой. Заместитель командира полка Прозябуров Александр Иванович Баринов В.Н.}Логачёв Н.Ф., Плисаков В.М. уточняют плановую таблицу на полёты с корабля Жиляев Г.Б, Зайшлый А.В. 129

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz