Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).
Моя дорога в небо . Учили нас для войны и для военных. Ещё раз повторяю, были отобра ны экипажи лучшие из лучших для выполнения этих задач. Только вслух эти слова никогда за годы службы не произносил. Мы только потели. Ле тали и летали, и стремились только летать. И сейчас, делая анализ нашей подготовки по истечении 30 лет от пер вых полётов в Заполярье, на Севере, на кораблях СФ до нынешней ситу ации, сложившейся в военной авиации и гражданской авиации, можно сказать: первое и, наверное, самое главное - это было понимание, в каких условиях происходят полёты на Севере, да ещё и с кораблей. Требования, предъявляемые к лётчикам, штурманам, техникам, ко всему лётному пер соналу, к группе руководства полётов были очень высокие. Каких резуль татов необходимо достичь во время лётной учёбы по становлению моло дых лётчиков, мы прекрасно понимали. Взлетаешь в ПМУ, садишься при условиях минимума, которого и нет на бумаге, практически при видимо сти до 30 м. Первым командиром отряда в полку у меня был Ольховик Сергей Константинович. С ним мы выполняли подготовку и первые боевые службы на «Киеве», вместе летали четвёркой на поиск и слежение за ПЛ и выполняли другие задачи. В отряде был опытный лётчик Жиляев Ген надий Борисович, мой ведущий в паре. Затем он стал командиром отряда у нас. Геннадий Борисович ещё при Ольховике С.К. передавал нам свой накопленный опыт. Он и следил как кандидат в ко мандиры отряда за всей нашей подготовкой к по лётам, отвечал за прослушивание магнитофонных записей внутри экипажа и рассказывал нам, как правильно отработать взаимодействие в экипаже. В 1985 году осенью отрядом мы перебазиро вались на двух вертолётах на БПК «Удалой» в Баренцевом море. Задачу выполняли по поиску и слежению за ПЛ «На приз Главкома ВМФ». Подготовились на корабле и подвесили торпе ду на мой вертолёт. Между собой в отряде сразу распределили, кто чем займется. Ольховик Сер гей Константинович - я на руководстве, Жиляев Геннадий Борисович - полечу вторым на смену в районе, если сразу не найдём ПЛ. Мне пришлось лететь первым. Море штормило. На корабле кач ка. Получили инструктаж перед вылетом экипа жем на ходовой, так принято делать на флоте у командира корабля Скока Николая Алексеевича. Произвели запуск, взлёт, прибыли в район. ПЛ нашли на 4-м зависании и по команде с корабля «уничтожили». Передали контакт «Удалому». За дачу выполнили успешно, после анализа средств ОК и разбора учений получил первые именные часы от Главкома ВМФ СССР С.Г. Горшкова. Большая заслуга в этом наших инструкторов и командиров. Учили очень здорово. А фактически нам передавали весь свой накопленный опыт за десятилетия при полётах в Заполярье, на Севе ре, при полётах с кораблей, при полётах по все му миру над морем и океаном наши инструкторы и наставники. Только вот на бумаге практически эти нюансы подготовки нигде не писались, и про читать их нигде невозможно. Учили из уст в уста. Вот почему, когда прервалась преемственность в лётном деле по команде менеджеров в МО с жен ским батальоном в армии, пошли катастрофа за катастрофой. Заместитель командира полка Прозябуров Александр Иванович Баринов В.Н.}Логачёв Н.Ф., Плисаков В.М. уточняют плановую таблицу на полёты с корабля Жиляев Г.Б, Зайшлый А.В. 129
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz