Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).

Моя дорога в небо . О результатах переучивания лётного состава в Очакове, Николаеве, Саках... по каждому экипажу, и все за­ мечания в процессе обучения докладывали лично командующему авиацией СФ Потапову Виктору Павловичу. В своей Потаповской тетради у Виктора Павловича были сведения обо всех экипажах с лётной характеристикой на каждого лётчика и сам процесс освоения новой АТ. Но в то время ещё шло переучивание на новые самолёты Туполева, Сухова, Микояна и Гуревича (МиГ) в Николаеве, в Саках. Работа руководящим составом проделыва­ лась колоссальная, если уж говорить точно, был титанический труд, а об этом мало кто знал в то время. Сравнивая и анализируя процесс переучивания в центре Мор­ ской авиации, который был у нас в 1983—1984 годах в Николаеве и Очакове, с сегодняшним центром переучивания Армейской авиа­ ции, Торжке, многие вопросы там сейчас недорабатываются. И на этих примерах, которые привел выше, и надо строить своё отноше­ ние к лётной работе лётчикам, выполнять свои обязанности, и надо поучиться им у старшего поколения. Думаю, что такое отношение к лётной работе в центре Армейской авиации было не всегда. Сейчас Николаевского центра переучивания для ВМФ России уже давно нет. Говорить о новом центре Морской авиации в Ейске пока рано, только строится с нуля. Естественно, нет укомплектованного штата преподавателей и инструкторов. Придётся опять вставать с колен. Те люди, которые будут всё восстанавливать, понятия не имеют, что и как надо делать. Задача книги и состоит в том, чтобы на нашем примере пройденного пути всё рассказать и поделиться опытом, как должно всё выстраиваться. Лётная программа обучения для моего экипажа проходила в Очакове с середины октября 1983 года до 5 июля 1984 года. Лётчи- ком-инструктором у меня был Евгений Ананских. С ним летали ровненько, спокойно. По своему характеру Женя был немного флег­ матичный, очень спокойный, говорил немного, но по делу. Затем Евгений Ананских служил на СФ на кораблях проекта 1143 в груп­ пе руководства полётами, мы вместе ходили с ним на боевые служ­ бы на СФ. Программу подготовки осваивали без затруднений. Курс боевой подготовки, инструкцию экипажа, сейчас РЛЭ, инструкцию по производству полётов, методические разработки знали доско­ нально. Методические разработки были на высшем уровне, именно на каждый тип вертолёта в отдельно­ сти с привязкой к местности, ограничений и мер безопасности по каждому отдельному типу ВС, с характер­ ными ошибками лётчиков по этапам полётов. Да, ни таком вертолёте Ка-27 грех «отлично» не летать это чудо - машина. Всю ночную подготовку на получение допусков отлетали с командиром эскадрильи Загуля- евым Н.А. Ночь в Очакове тём­ ная, почти всё время курс захода был со стороны моря. Впервые ощутили на себе, что такое, ког­ да звёзды отражаются от воды и как надо пилотировать в этих ус­ ловиях только по приборам. Зона на предельно малой высоте при полётах ночью была в море и над частью суши. Загуляев Н.А. был командиром эскадрильи, летал на всех типах вертолётов Камова и Миля, был «лётчиком-снайпе- ром». Комэска всегда выглядел подтянутым и поджарым с южным загаром, всегда подвижный, в хорошей спортивной форме. Что мне запомни­ лось при полёте с ним? Когда отлетали всю программу и был уже крайний полёт ночью, мой штурман экипажа Лазуренко Эдуард Павлович крайнюю «коробочку» сделал укороченную, т.е. давал команды по курсу и мы выш­ ли к четвёртому развороту на меньшем удалении. Он просто подумал и просчитал, чтобы не затягивать время. Были в это время одни на «коробочке», смена заканчивалась. Но времени до конца смены было ещё много, час уж точно. Выполнили посадку на разлётную, ограниченную площадку без прожекторов. Зарулили и выключили двигатели. Когда море штормит, летать с кораблей интересней Командующий ВВС СФ, заслуженный военный лётчик СССР, генерал-полковник Потапов Виктор Павлович 123 |t

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz