Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).
Моя дорога в небо . О результатах переучивания лётного состава в Очакове, Николаеве, Саках... по каждому экипажу, и все за мечания в процессе обучения докладывали лично командующему авиацией СФ Потапову Виктору Павловичу. В своей Потаповской тетради у Виктора Павловича были сведения обо всех экипажах с лётной характеристикой на каждого лётчика и сам процесс освоения новой АТ. Но в то время ещё шло переучивание на новые самолёты Туполева, Сухова, Микояна и Гуревича (МиГ) в Николаеве, в Саках. Работа руководящим составом проделыва лась колоссальная, если уж говорить точно, был титанический труд, а об этом мало кто знал в то время. Сравнивая и анализируя процесс переучивания в центре Мор ской авиации, который был у нас в 1983—1984 годах в Николаеве и Очакове, с сегодняшним центром переучивания Армейской авиа ции, Торжке, многие вопросы там сейчас недорабатываются. И на этих примерах, которые привел выше, и надо строить своё отноше ние к лётной работе лётчикам, выполнять свои обязанности, и надо поучиться им у старшего поколения. Думаю, что такое отношение к лётной работе в центре Армейской авиации было не всегда. Сейчас Николаевского центра переучивания для ВМФ России уже давно нет. Говорить о новом центре Морской авиации в Ейске пока рано, только строится с нуля. Естественно, нет укомплектованного штата преподавателей и инструкторов. Придётся опять вставать с колен. Те люди, которые будут всё восстанавливать, понятия не имеют, что и как надо делать. Задача книги и состоит в том, чтобы на нашем примере пройденного пути всё рассказать и поделиться опытом, как должно всё выстраиваться. Лётная программа обучения для моего экипажа проходила в Очакове с середины октября 1983 года до 5 июля 1984 года. Лётчи- ком-инструктором у меня был Евгений Ананских. С ним летали ровненько, спокойно. По своему характеру Женя был немного флег матичный, очень спокойный, говорил немного, но по делу. Затем Евгений Ананских служил на СФ на кораблях проекта 1143 в груп пе руководства полётами, мы вместе ходили с ним на боевые служ бы на СФ. Программу подготовки осваивали без затруднений. Курс боевой подготовки, инструкцию экипажа, сейчас РЛЭ, инструкцию по производству полётов, методические разработки знали доско нально. Методические разработки были на высшем уровне, именно на каждый тип вертолёта в отдельно сти с привязкой к местности, ограничений и мер безопасности по каждому отдельному типу ВС, с характер ными ошибками лётчиков по этапам полётов. Да, ни таком вертолёте Ка-27 грех «отлично» не летать это чудо - машина. Всю ночную подготовку на получение допусков отлетали с командиром эскадрильи Загуля- евым Н.А. Ночь в Очакове тём ная, почти всё время курс захода был со стороны моря. Впервые ощутили на себе, что такое, ког да звёзды отражаются от воды и как надо пилотировать в этих ус ловиях только по приборам. Зона на предельно малой высоте при полётах ночью была в море и над частью суши. Загуляев Н.А. был командиром эскадрильи, летал на всех типах вертолётов Камова и Миля, был «лётчиком-снайпе- ром». Комэска всегда выглядел подтянутым и поджарым с южным загаром, всегда подвижный, в хорошей спортивной форме. Что мне запомни лось при полёте с ним? Когда отлетали всю программу и был уже крайний полёт ночью, мой штурман экипажа Лазуренко Эдуард Павлович крайнюю «коробочку» сделал укороченную, т.е. давал команды по курсу и мы выш ли к четвёртому развороту на меньшем удалении. Он просто подумал и просчитал, чтобы не затягивать время. Были в это время одни на «коробочке», смена заканчивалась. Но времени до конца смены было ещё много, час уж точно. Выполнили посадку на разлётную, ограниченную площадку без прожекторов. Зарулили и выключили двигатели. Когда море штормит, летать с кораблей интересней Командующий ВВС СФ, заслуженный военный лётчик СССР, генерал-полковник Потапов Виктор Павлович 123 |t
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz