Алексеев, В. В. Моя дорога в небо / Алексеев Валерий Валентинович ; [Н.-и. испытат. центр (авиац.-косм. медицины и воен. эргономики) 4 ЦНИИ М-ва обороны Рос. Федерации]. – Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2015. - 592 с. : ил., портр. – (Библиотека летчика).
Моя дорога в небо. В это время в Очаков для прохождения лётной подготовки прибыли штурманы с нашего корабельного полка, уже переучившиеся на вертолёт Ка-27 и выполняли самостоятельные полёты в условиях Севера и с кораблей, имеющие опыт и допуски к полётам с кораблей. Они были старше нас по званиям и годам. Кадровые органы авиации СФ совместно с руководством полка проделали огромную работу по формированию заранее экипажей. Изучили личные дела каждого, лётные, деловые, моральные качества по всем критериям. Для того, чтобы мы могли выполнять полёты и длительные боевые службы на кораблях СФ по психологической совместимости и др. параметрам. По количественному составу были сформированы две противолодочные вертолётные эскадри льи для СФ командирами вертолётов стали выпускники СВВАУЛ 1983 года, лейтенанты. Состав экипажа на переучивании в экипажах был полный. Вместе с нами переучивались лётчики с ТОФ, ЧФ, БФ на вертолёты Ка- 25, Ка-27, Ми-14, Ми-8. Общее количество одновременно переучивающихся на вертолёты состояло по количе ству из целого вертолётного полка. Для обучения хватало и инструкторского состава и учебных (спарок) верто лётов и боевых вертолётов. Особой нагрузки на инструкторов не было, так как процесс обучения лётчиков был отработан за многие годы существования Николаевского центра боевого применения и переучивания лётного состава. Переучивание проходило в нормальной рабочей спокойной обстановке. Это мы поняли позже, когда уже сами занимались формированием экипажей. Прошло 30 лет. Мы продолжаем дружить с нашими однополча нами, встречаться се мьями и вспоминать о наших лётных буднях и службе на Севере. Хотя многие не летают и живут в других горо дах. После формиро вания экипажей были организованы занятия по изучению лётных дисциплин на допуск к полётам. Затем каж дый индивидуально и самостоятельно сдавал алистам. Говоря о наших молодых экипажах, мы были лейтенантами командирами экипажей в вертолёте с одним управлением, но наши штурманы уже имели больший опыт в полётах, чем мы. Да ещё и на Севере они все по- лётали во всех условиях, и к их мнению мы внимательно прислушивались и слушали их советы при освоении профессии корабельного лётчика. Так и формировался и становился настоящий ЭКИПАЖ. Наши старшие наставники, инструкторский состав, лётчики, штурманы и инженеры впервые в авиации ВМФ освоили вертолёт Ка-27, не просто принимали зачёты, а делились своим опытом. Под их контролем производи лась прогонка новой авиационной техники. Всю правильную и последовательную приёмку, подготовку и про верку оборудования и систем вертолёта мы усвоили. Все эти действия для экипажа были изложены на бумаге в методической разработке по упражнению № 101 курса боевой подготовки Ка-27. Эта методичка была написана очень тщательно и ничего не упускалось в процессе подготовки к полётам. Первая ступенька «как подходить правильно к вертолёту» была заложена в первом упражнении, который мы осваивали. Нам предстояло только всё самостоятельно досконально изучить. В то время делал для себя ещё наколенный блокнот, разрезанная попо лам 96-листовая тетрадь. В этом блокноте своей рукой записывал весь порядок действий в кабине вертолёта, на чиная с ограничений вертолёта лётных и технических. Этот блокнот всегда со мной присутствовал. Есть время - почитай. Так всё выучил назубок. Инструкторы готовили нас к полётам тщательно, основной упор делался на самостоятельную правильную подготовку к полётам, потому что заранее была выстроена вся последовательная методическая база в обучении на бумаге, где всё можно было изучить после проведенных занятий инструк торами и инженерами. Наши наставники передавали свой опыт, как говорится, «из уст в уста». Ещё не было учебников по практической лётной эксплуатации вертолёта и по отказам АТ, которые не вошли в «Инструкцию экипажа», их ещё не было. Далее, после сдачи зачётов, мы готовились к полётам по «утверждённому плану», и приступили к полётам. За каждым экипажем был закреплен инструктор, который обучал нас от начала и до окончания лётного переучивания. Трудностей в освоении новой техники мы не испытывали, потому что был уже крепкий фундамент знаний за время обучения в Сызранском училище. Нас не просто хорошо подготовили, а можно сказать, здорово и качественно. В Очакове мы оттачивали технику пилотирования в каждом полёте, взаимодействие и слаженность в экипаже. Помогали нам методические разработки по упражнениям, сделанные нашими инструкторами и руководящим составом центра. Все методические разработки по всем упражнениям Полёты вертолётов с ТРКр «Варяг» проекта 1164 зачёты на допуск к полётам лётчикам, штурманам и инженерам, авиационным специ- 119
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz