Агамирзоев, К. М. Путь на Север : исторический очерк : посвящается памяти рабочих и военнопленных, беспримерным трудом которых 90 лет назад было открыто сквозное движение по всей протяженности Мурманской железной дороги от Петрозаводска до Мурманска / Карен Агамирзоев. - Петрозаводск : Скандинавия, 2008. - 154 с. : ил.

Карен Агамирзоев и одиночных захоронений в железнодорожной насыпи, по которой современ­ ные пассажиры привычно следуют по железной магистрали от Петрозаводска до Мурманска. Огромная часть исследуемого архивного материала непосредственно относится к условиям и порядку содержания военнопленных на различных участках строительства железной дороги, их учету и охране, принуждению к тяжелому ручному труду, размещению в неприспособленных бараках и зем­ лянках, скверному питанию, плохому снабжению неподходящей для работ в условиях сильных морозов рабочей одеждой, некачественной и несвоевре­ менной медицинской помощи, борьбе с эпидемиями и болезнями, в том числе, и с самой страшной спутницей строительства дороги в условиях крайнего се­ вера - цинге, получению посылок и переводов из дома через учреждения Рос­ сийского Красного Креста, отправлению духовных потребностей, националь­ ному составу участвующих в строительстве военнопленных, побегам из плена, смертности военнопленных и местам погребений, эвакуации военнопленных из России после заключения мира с Германией в 1918 году. В ходе настоящего исследования использованы архивные материалы о ра­ боте военнопленных и их смертности в период строительства Мурманской же­ лезной дороги, содержащиеся в различных архивных фондах Национального архива Республики Карелия: в записях о смерти в метрических книгах Олонец­ кой и Архангельской духовных консисторий; в фонде Управления по сооруже­ нию железнодорожной линии Петрозаводск - Сорокская бухта и далее - мур­ манское побережье; в фондах Петроградского жандармского полицейского управления железных дорог, и его Петрозаводском и Кивачском отделениях; в фондах главных контор контрагентов по постройке Мурманской ж.д. (Алей­ никова, Аверина, Мокшеева, Сигова, Островского, Лорда Френча); в фондах Канцелярии Олонецкого губернатора; в фонде особого комитета по охране Мурманской ж.д.; в фондах контор подрядчиков по строительству отдельных участков железной дороги; в фондах Олонецкой губернской комиссии по де­ лам военнопленных и беженцев (далее - Олонецкого губпленбежа. Прим. - А.К.М.), а также отдельные фотографии из фотоархива Национального архива Республики Карелия. Составной частью источников при проведении данного исследования ста­ ли следующие материалы, имевшиеся в распоряжении автора: текст Гаагской Конвенции 1907 года; переписка Центрального Справочного бюро о военно­ пленных; «Положение о военнопленных», утвержденное Николаем II в октябре 1914 г., а также следующие источники: История Карелии с древнейших вре­ мен до наших дней/ Науч. ред. Н.А. Кораблев, В.Г. Макуров, Ю.А. Савватеев, М.И. Шумилов. - Петрозаводск: Периодика, 2001; Петрозаводск: 300 лет исто­ рии. Документы и материалы: В 3 кн. Кн. 3 1903-2003 / Науч. ред. Н.А. Кора­ блев, С. Н. Филимончик, Д.З. Генделев. - Петрозаводск: Карелия, 2003; Греков Н.В. Германские и австрийские военнопленные. - Омск: Омская академия пу­ тей сообщения, 1997; Арьева Е.К. История сооружения Мурманской железной дороги: Диссертация. - Петрозаводск, 1956; Греков Н.В. Германские и австрий­ ские пленные в Сибири (1914-1917)// Немцы. Россия. Сибирь. - Омск, 1997. Новым источником по данной теме явилась статья: Новикова И.Н. Первая ми­ 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz