Агамирзоев, К. М. Путь на Север : исторический очерк : посвящается памяти рабочих и военнопленных, беспримерным трудом которых 90 лет назад было открыто сквозное движение по всей протяженности Мурманской железной дороги от Петрозаводска до Мурманска / Карен Агамирзоев. - Петрозаводск : Скандинавия, 2008. - 154 с. : ил.

Путь на Север. Исторический очерк Введение. Обзор ИСТОЧНИКОВ Более 90 лет назад в марте 1915 года на безжизненных пространствах Северо-Запада России началось беспримерное сооружение самой север­ ной в мире тысячеверстной железнодорожной магистрали. В современной исторической науке существует множество научных работ о строительстве Мурманской железной дороги в 1915-1918 годах и положении строительных рабочих, участвовавших в стройке, в то время, как изучение принудительно­ го труда и судеб военнопленных германской и австро-венгерской армий на строительстве железной дороги носит эпизодический характер. С 2003 года в Республике Карелия по инициативе Костомукшской городской общественной историко-патриотической организации «Стерх» (далее - КГОИПО «Стерх») осуществляется исследование архивных фондов и, в первую очередь, Наци­ онального архива Республики Карелия, о труде военнопленных, занятых на строительстве Мурманской железной дороги в 1915-1918 годах. Исследования ведутся под непосредственным руководством заместителя директора Нацио­ нального архива Республики Карелия Ирины Петуховой. Цель исследований заключалась в изучении положения военнопленных, участвовавших в строи­ тельстве железной дороги и их судеб, составлении реестра военнопленных, умерших в период строительства дороги, поиск и регистрация кладбищ (ком­ пактных мест захоронений). На заключительном этапе инициатор исследова­ ний КГОИПО «Стерх» предполагает, что государства-участники Первой миро­ вой войны на стороне Германии и Австро-Венгрии совместно с европейскими общественными организациями, организуют на местах компактного захоро­ нения своих сограждан в Карелии строительство памятных мемориалов. В пе­ риод исследования КГОИПО «Стерх» был подготовлен краткий исторический очерк о смертности военнопленных германской и австро-венгерской армий на строительстве Мурманской железной дороги в 1915-1919 годах, в 2004 году направленный на финском языке в Государственный архив Венгрии. Резуль­ таты исследования позволили вовлечь в научный оборот множество новых источников и, в первую очередь, обширный архивный материал из фондов На­ ционального архива Республики Карелия. Строительство Мурманской железной дороги продолжалось и после офи­ циального открытия сквозного движения в конце 1916 года, в течение 1920-х годов, уже советской властью. В советские годы весь процесс строительства Мурманской железной дороги советской исторической наукой изучался с клас­ совых позиций рабочего движения и его участников - русских контрактных рабочих. Слабо изученным оказался огромный пласт общественных отноше­ ний в отдельной группе строителей железной дороги - подневольное участие в самой северной стройке военнопленных германской и австро-венгерской армий. Военнопленные Первой мировой войны, по сравнению с другими кате­ гориями рабочих на строительстве железной дороги, заплатили на строитель­ стве «мурманки» страшную цену, оставив вдоль всей стройки десятки кладбищ 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz