Агамирзоев, К. М. Путь на Север : исторический очерк : посвящается памяти рабочих и военнопленных, беспримерным трудом которых 90 лет назад было открыто сквозное движение по всей протяженности Мурманской железной дороги от Петрозаводска до Мурманска / Карен Агамирзоев. - Петрозаводск : Скандинавия, 2008. - 154 с. : ил.

Путь на Север. Исторический очерк Построенная железнодорожная магистраль от Петрозаводска до Мурманска является результатом беспримерного труда контрактных рабочих и военно­ пленных. В ходе исследований изучен обширный архивный материал, который не­ посредственно относится к условиям и порядку содержания военнопленных на различных участках строительства железной дороги, их учету и охране, принуждению к тяжелому ручному труду, размещению в неприспособленных бараках и землянках, скверному питанию, плохому снабжению неподходя­ щей для работ в условиях сильных морозов рабочей одеждой, некачествен­ ной и несвоевременной медицинской и санитарной помощи, борьбе с эпиде­ миями и болезнями, в том числе, самой страшной спутнице строительства дороги в условиях крайнего севера - цинге, получению посылок и переводов из дома через учреждения Российского Красного Креста, отправлению ду­ ховных потребностей, национальному составу участвующих в строительстве военнопленных, побегам из плена, смертности военнопленных и местам по­ гребений, составлен географический указатель кладбищ военнопленных и отдельных участков их компактного захоронения, эвакуации военнопленных из России после заключения мира с Германией в 1918 году. В результате ис­ следований отчетов о количестве и составе эшелонов с военнопленными, проследовавших через станцию Званка в направлении станции Петроза­ водск, имеются документальные основания утверждать, что в строительных работах, в т.ч. и после официального начала сквозного движения, участвова­ ло примерно 57,5 тысяч военнопленных, а не 40 тысяч, как утверждается во всех современных исторических источниках! В приложении к настоящему исследованию с помощью документальных ар­ хивных источников представлена хроника строительства, приведены некоторые наиболее яркие архивные документы, связанные с деятельностью и судьбами военнопленных германской и австро-венгерской армий, принимавших участие в сооружении Мурманской железной дороги с сохранением стиля и орфогра­ фии; некоторые уникальные фотографии из Национального архива Республики Карелия, изображения жетона военнопленного и жетона рабочего. Главный результат исследований выражен в сформированном реестре (в виде таблицы) умерших военнопленных германской и австро-венгерской ар­ мий на строительстве Мурманской железной дороги в 1915-1918 годы (с ука­ занием конкретного источника). Конечно, реестр не окончательный. КГИПО «Стерх» осознает, что это только начало дальнейших глубоких исследований по данной теме и установлению поименно всех умерших военнопленных Пер­ вой мировой войны. Реестр находится в Национальном архиве Республики, открыт к дальнейшему пополнению в результате последующих исследований для всех, кого эта тема заинтересует. Исследования КГИПО «Стерх» позволили вовлечь в научный оборот мно­ жество новых источников и, в первую очередь, обширный архивный материал из фондов Национального архива Республики Карелия, сформировать гео­ графический указатель кладбищ военнопленных на территории Республики Карелия, включающий около 20 кладбищ и отдельных участков. В настоящее время ни одно из мест погребений военнопленных, умерших на строительстве 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz