Агамирзоев, К. М. Путь на Север : исторический очерк : посвящается памяти рабочих и военнопленных, беспримерным трудом которых 90 лет назад было открыто сквозное движение по всей протяженности Мурманской железной дороги от Петрозаводска до Мурманска / Карен Агамирзоев. - Петрозаводск : Скандинавия, 2008. - 154 с. : ил.
Карен Агамирзоев 8. Мир. Начало долгого пути на Родину Справедливые негодования военнопленных, поддержанные русскими кон трактными рабочими, были усилены событиями Февральской революции, про изошедшей в России, которую большинство военнопленных приветствовали. Февральская революция всколыхнула массы военнопленных, дала мощный импульс надежды скорого возвращения на Родину, что, в свою очередь, уве личило количество побегов. Повсеместно вдоль линии Мурманской железной дороги проходили митинги, на которых военнопленные вместе с русскими кон трактными рабочими требовали введения 8-ми часового рабочего дня122. В огромной стране сложилось тяжелейшее продовольственное положе ние. Ухудшилось и без того неудовлетворительное снабжение военнопленных. В некоторых пунктах строительства Мурманской железной дороги продоволь ственное снабжение военнопленных совершенно прекратилось123. Многие во еннопленные привлекались к работам не только на строительстве железной дороги и её обслуживанию, но и на других предприятиях. В августе 1917 года Министерством внутренних дел с одобрения Временно го правительства было принято решение о порядке приема в подданство Рос сии военнопленных Германии и Австро-Венгрии. Военнопленные собствен норучно писали заявления о приеме в гражданство России. Шансы на прием имели лица славянских национальностей, имеющие отличные рекомендации командира той части, при которой он состоял, и поручительство славянской организации (если военнопленный являлся славянином), а также благопри ятный отзыв местных властей в тех случаях, когда это было возможно. Со бранные документы приобщались к ходатайству, подписанному Начальником управления Департамента общих дел МВД, которое направлялось на рассмо трение министру124. В октябре-ноябре 1917 года штаб Петроградского военного округа принял решение о прекращении участия военнопленных в строительстве Мурманской железной дороги. В стране не хватало средств на продолжение дальнейших работ, по охране и содержанию пленных. Телеграммой-молнией начальника строительства Мурманской железной дороги от 10.11.1917 № 1173 предписы валось убрать со строительных и эксплуатационных работ на линии железной дороги всех военнопленных германцев, а к 1 декабря - всех остальных воен нопленных. Начинались подготовительные мероприятия к эвакуации военно пленных125. В марте 1918 года РСФСР и Германия заключили Брест-Литовский мирный договор. Положения договора предусматривали освобождение и отправку на родину всех военнопленных. Среди германских военнопленных прошел слух, что тех, кто вернулся из русского плена, снова отправят на Западный фронт. Многие военнопленные не торопились покидать Россию, т.к. были втянуты в водоворот гражданской войны. Да и само возвращение на Родину было отнюдь не легким делом вследствие развала всей транспортной системы России. Не которые военнопленные принимали решение о вступлении в гражданство РСФСР, подавая заявления в Олонецкую губернскую комиссию по делам во- 40
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz