Агамирзоев, К. М. Путь на Север : исторический очерк : посвящается памяти рабочих и военнопленных, беспримерным трудом которых 90 лет назад было открыто сквозное движение по всей протяженности Мурманской железной дороги от Петрозаводска до Мурманска / Карен Агамирзоев. - Петрозаводск : Скандинавия, 2008. - 154 с. : ил.

Путь на Север. Исторический очерк 14. Кладбище для военноплен­ ных при приходе Кемского собора 1 1 2 1 5 15. Сороцкое приходское клад­ бище 9 68 1 78 16. Кладбище Шуерецкого при­ хода 16 5 21 В настоящее время в результате исследований архивных фондов и поиско­ вой деятельности обнаружены дополнительные сведения о вероятных местах компактного погребения в Карелии умерших военнопленных Первой мировой войны: под Медвежьегорском, в районе ст. Энгозеро, в районе Ростнаволока (на берегу Белого моря). Однако эти сведения требуют дополнительной про­ верки. Вся отчетность, как руководства строительством Мурманской железной до­ роги о смертности военнопленных в целом, так и медико-санитарных служб, в частности, ограничивалась лишь теми военнопленными, которые умерли непо­ средственно на строительных участках и лечебных учреждениях, относящихся к Мурманской железной дороге. Однако тяжелобольные военнопленные в свя­ зи с полной нетрудоспособностью, эвакуируемые десятками железнодорожных эшелонов вглубь России, без медицинской помощи зачастую умирали прямо в пути. Так, из почто-телеграммы Казанского военного округа от 2 февраля 1917 года стало известно, что в Сызрани был задержан эшелон с 226 военноплен­ ными австрийцами, эвакуируемыми из Петрозаводска в Скобелев в связи с нетрудоспособностью постройки Мурманской железной дороги. Оказалось, что из Петрозаводска эшелоном было отправлено 387 человек. До Сызрани на промежуточных станциях было снято 20 трупов, 140 тяжелобольных цингой и ссыпным тифом. В Сызрани было обнаружено 22 больных ссыпным тифом (один вскоре умер), 12 тяжелобольных цингой (один из них бросился под поезд от помутнения рассудка), большинство остальных оказались больны цингой разной степени тяжести120. Завершая главу о смертности военнопленных на постройке Мурманской железной дороги, необходимо отметить, что в Российской Империи не была установлена уголовная ответственность за смерть военнопленного и выплата пособия родственникам погибшего в плену. Исследования КГИПО «Стерх» под­ твердили тот факт, что ни одно должностное лицо не было привлечено к какой- либо ответственности и не выплачивались пособия за массовую гибель, болез­ ни и страдания совершенно беззащитных людей, волею судеб оказавшихся в русском плену. И, напротив, в соответствии с контрактом, за смерть русского контрактного рабочего наследникам выплачивалось пособие в сумме 3 тыс.ру - блей121. 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz