Агамирзоев, К. М. Путь на Север : исторический очерк : посвящается памяти рабочих и военнопленных, беспримерным трудом которых 90 лет назад было открыто сквозное движение по всей протяженности Мурманской железной дороги от Петрозаводска до Мурманска / Карен Агамирзоев. - Петрозаводск : Скандинавия, 2008. - 154 с. : ил.

Карен Агамирэоев вать эту совершенно неэффективную и подневольную, но практически дар­ мовую трудовую армию. Скорее всего, именно этим обстоятельством, помно­ женным на десятки тысяч жизней, объясняется полное равнодушие к ценности жизни военнопленных на строительстве Мурманской железной дороги со сто­ роны всех властей, от которых в той или иной степени зависел весь огромный контингент военнопленных110. На практике получалось так: если бежавших военнопленных задержат стражники, которые всецело зависели от администрации строительства желез­ ной дороги, то беглецов возвращали в свои команды на те же рабочие пункты и пикеты; если беглецы успеют преодолеть большие расстояния и их задержива­ ет полиция или военные власти, то бежавшие военнопленные направлялись в распоряжение старшего воинского начальника с дальнейшими последствиями: разбирательством, карцером, направление во временные или постоянные ла­ геря военнопленных без обратного возвращения на строительство железной дороги - что равносильно было спасению от голода и болезней. С сентября 1917 года при немецком посольстве в Швеции было создано специальное бюро под руководством капитана фон Бёнинг для содействия совершению побегов военнопленным. Кроме того, был создан и совместный германо-австрийский «Фонд содействия военнопленным». 7 . Смертность военнопленных. Географический указатель кладбищ военнопленных По отдельным крупицам восстанавливаются судьбы военнопленных; све­ дения об их смертности в ходе строительных работ, в приемных покоях, в боль­ ницах; данные о причинах смерти; факты погребений умерших военнопленных в насыпи строящейся железной дороги и в зоне полосы отчуждения, в карье­ рах, на отдельных участках приходских кладбищ, на кладбищах деревенских погостов и при железнодорожных станциях. Сведения о смертности военнопленных в период строительства Мурман­ ской железной дороги содержатся в различных архивных фондах Нацио­ нального архива Республики Карелия: в записях о смерти метрических книг Олонецкой и Архангельской духовных консисторий; фонде Управления по соо­ ружению железнодорожной линии Петрозаводск - Сорокская бухта и далее - мурманское побережье; фондах Петроградского жандармского полицейского управления железных дорог и его Петрозаводском и Кивачском отделениях; фондах контор подрядчиков и контрагентов. Исследования записей о смерти военнопленных в метрических книгах Оло­ нецкой и Архангельской духовных консисторий, хранящихся в Национальном архиве Республики Карелия, позволили выявить 375 военнопленных, умерших на строительстве железной дороги, а также места их компактного захороне­ ния. Алфавитные книги и сведения из данных розыска умерших военноплен­ 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz