Агамирзоев, К. М. Путь на Север : исторический очерк : посвящается памяти рабочих и военнопленных, беспримерным трудом которых 90 лет назад было открыто сквозное движение по всей протяженности Мурманской железной дороги от Петрозаводска до Мурманска / Карен Агамирзоев. - Петрозаводск : Скандинавия, 2008. - 154 с. : ил.
Путь на Север. Исторический очерк рам в начале 1916 года на Кавказе лезгин, черкесов и ингушей, не говорящих на русском языке. За свою службу стражники получали мизерное содержание, соответствующее содержанию самих военнопленных. Представители горских народов отказывались переодеваться в форму стражников, не были приучены к подчинению. Непонимание задач, стоящих перед стражниками, приводило к тому, что лезгины, черкесы и ингуши бросали пленных и уходили с участков, отказывались сопровождать пленных на сверхурочную работу и выходные дни, отбирали у пленных продукты питания, деньги и теплые вещи. Военно пленные порой оказывались совершенно без охраны. Иногда, вместо сопрово ждения пленных на работы, кавказские стражники организовывали торговлю в бараках табаком и мелкими вещами. Неоднократно были отмечены случаи, когда черкесы и лезгины вместе с военнопленными отказывались выходить на работы, протестуя против подневольного труда и невыносимых бытовых усло вий. В январе 1916 года в Сороке был отмечен случай столкновений ингушей с жандармами. Постоянно происходили стычки кавказских стражников с ки тайцами'05. Основываясь на опыте использования в качестве стражников лезгин и чер кесов, власти отказались от решения нанять стражниками туркмен (из расчета 1 стражник на десять человек), совершенно не говорящих на русском языке и неприспособленных к службе в условиях крайнего севера106. Управление Мурманской железной дороги приняло решение сократить время пребывания военнопленных на строительстве до несколько месяцев, чтобы военнопленные не успевали подготовиться и организовать побеги. Так же было принято решение усилить охрану государственной границы России на финско-шведском и финско-норвежском участках. Однако самой эффек тивной мерой по поимке беглецов оказалось использование местного населе ния. За каждого задержанного беглого пленного финна платили по 100 марок, что позволило задержать немало военнопленных107. Особенно успешно про изводились задержания в Северной Финляндии благодаря информации и при непосредственном участии жителей. Работа по задержанию беглых пленных была хорошо поставлена в Улеаборгской (губерния Оулу) под руководством губернатора Улеаборга (Оулу) Энегельма и ленсмана прихода Куолаярви В. Ванхала. Так, за период с 16 ноября по 25 декабря 1916 г. в Финляндии были задержаны 60 беглых пленных, из которых 57 человек - в Улеаборгской губер нии, 3 - в Выборге108. С целью лучшей идентификации пленных по одежде с мая 1917 года было введено клеймение одежды военнопленных. На левом рукаве одежды масля ной краской наносился особый знак «В.П.», клеймению подвергалась одежда только нижних чинов109. Продолжалось противостояние между гражданской администрацией стро ительства железной дороги и военной власти Архангельской губернии в от ношении дальнейших судеб бежавших и пойманных военнопленных, которых военные оставляли в своем распоряжении или отправляли со стройки в другие места содержания военнопленных. Администрации строительства железной дороги вообще труд военнопленных со всеми издержками был выгоден, и они старались вернуть военнопленных на свои рабочие места и вновь использо 35
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz