Агамирзоев, К. М. Путь на Север : исторический очерк : посвящается памяти рабочих и военнопленных, беспримерным трудом которых 90 лет назад было открыто сквозное движение по всей протяженности Мурманской железной дороги от Петрозаводска до Мурманска / Карен Агамирзоев. - Петрозаводск : Скандинавия, 2008. - 154 с. : ил.

Путь на Север. Исторический очерк рам в начале 1916 года на Кавказе лезгин, черкесов и ингушей, не говорящих на русском языке. За свою службу стражники получали мизерное содержание, соответствующее содержанию самих военнопленных. Представители горских народов отказывались переодеваться в форму стражников, не были приучены к подчинению. Непонимание задач, стоящих перед стражниками, приводило к тому, что лезгины, черкесы и ингуши бросали пленных и уходили с участков, отказывались сопровождать пленных на сверхурочную работу и выходные дни, отбирали у пленных продукты питания, деньги и теплые вещи. Военно­ пленные порой оказывались совершенно без охраны. Иногда, вместо сопрово­ ждения пленных на работы, кавказские стражники организовывали торговлю в бараках табаком и мелкими вещами. Неоднократно были отмечены случаи, когда черкесы и лезгины вместе с военнопленными отказывались выходить на работы, протестуя против подневольного труда и невыносимых бытовых усло­ вий. В январе 1916 года в Сороке был отмечен случай столкновений ингушей с жандармами. Постоянно происходили стычки кавказских стражников с ки­ тайцами'05. Основываясь на опыте использования в качестве стражников лезгин и чер­ кесов, власти отказались от решения нанять стражниками туркмен (из расчета 1 стражник на десять человек), совершенно не говорящих на русском языке и неприспособленных к службе в условиях крайнего севера106. Управление Мурманской железной дороги приняло решение сократить время пребывания военнопленных на строительстве до несколько месяцев, чтобы военнопленные не успевали подготовиться и организовать побеги. Так­ же было принято решение усилить охрану государственной границы России на финско-шведском и финско-норвежском участках. Однако самой эффек­ тивной мерой по поимке беглецов оказалось использование местного населе­ ния. За каждого задержанного беглого пленного финна платили по 100 марок, что позволило задержать немало военнопленных107. Особенно успешно про­ изводились задержания в Северной Финляндии благодаря информации и при непосредственном участии жителей. Работа по задержанию беглых пленных была хорошо поставлена в Улеаборгской (губерния Оулу) под руководством губернатора Улеаборга (Оулу) Энегельма и ленсмана прихода Куолаярви В. Ванхала. Так, за период с 16 ноября по 25 декабря 1916 г. в Финляндии были задержаны 60 беглых пленных, из которых 57 человек - в Улеаборгской губер­ нии, 3 - в Выборге108. С целью лучшей идентификации пленных по одежде с мая 1917 года было введено клеймение одежды военнопленных. На левом рукаве одежды масля­ ной краской наносился особый знак «В.П.», клеймению подвергалась одежда только нижних чинов109. Продолжалось противостояние между гражданской администрацией стро­ ительства железной дороги и военной власти Архангельской губернии в от­ ношении дальнейших судеб бежавших и пойманных военнопленных, которых военные оставляли в своем распоряжении или отправляли со стройки в другие места содержания военнопленных. Администрации строительства железной дороги вообще труд военнопленных со всеми издержками был выгоден, и они старались вернуть военнопленных на свои рабочие места и вновь использо­ 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz