Агамирзоев, К. М. Путь на Север : исторический очерк : посвящается памяти рабочих и военнопленных, беспримерным трудом которых 90 лет назад было открыто сквозное движение по всей протяженности Мурманской железной дороги от Петрозаводска до Мурманска / Карен Агамирзоев. - Петрозаводск : Скандинавия, 2008. - 154 с. : ил.
Карен Агамирзоев Полицейское начальство выражало недовольство, что бежавшие военно пленные после поимки возвращались обратно в места предыдущего пребыва ния. По мнению полиции в подобных случаях бывшие беглецы отрицательно влияли на других военнопленных, и даже облегчали советами и своим при мером новые побеги. При поимке беглецов из числа военнопленных полиция требовала, чтобы их направляли к старшему воинскому начальнику с указа нием обстоятельств и причин побегов с последующим водворением в другие команды военнопленных100. В аналитических справках жандармских офицеров указывалось, что причинами побегов военнопленных с работ по сооружению Мурманской железной дороги являются отсутствие теплой одежды и обуви, хорошо обогреваемых помещений и света в них, слабое питание, болезни. В качестве одной из мер по предотвращению побегов полицией предлагалось изымать у военнопленных на ночь одежду и обувь101. С мая 1917 года охрану военнопленных стали поручать милиционерам из числа русских рабочих, хорошо зарекомендовавших себя на работах по соо ружению Мурманской железной дороги. Управление в Петрограде и полицей ские власти забрасывали телеграммами и «молниями» подрядчиков и желез нодорожную администрацию на местах, а те, в свою очередь, инженеров, лиц технического надзора, десятников, дорожных мастеров, старших рабочих бри гад, командиров, стражников с требованиями по усилению ответственности за предотвращению побегов военнопленных с работ102. С наступлением весны в апреле-мае 1917 года участились случаи групповых побегов военнопленных, к которым присоединялись в некоторых случаях и контрактные рабочие103. Новая волна побегов настигла весь контингент контрактных рабочих и военнопленных осенью 1917 года. Причин было много: все накопившиеся из держки изнурительного труда на железнодорожном строительстве, отсутствие элементарных условий быта, постоянное недоедание и отсутствие витаминов, болезни, совершенно неквалифицированная и запоздалая медицинская по мощь, безысходность и полная неизвестность своей дальнейшей судьбы, не доверие русским властям, ожидание возможного окончания мировой войны в связи с политической обстановкой в России накануне революции, волны кото рой уже стали доходить до рабочих масс и военнопленных на всем протяжении строительства Мурманской железной дороги. Многие военнопленные в пись мах сообщают, что они не верят, что выживут еще одну зиму в России. С це лью предотвращения побегов администрацией принимались даже такие меры, как ограничение выдаваемых на руки военнопленным денег за сверхурочную работу. Разрешалось выдавать от 20 до 50 копеек, а остальные деньги необ ходимо было сдавать в казну. В таких условиях возможности военнопленных приобретать за сверхурочную работу теплые вещи и немного дополнительного питания, чтобы не заболеть и пережить длинную и суровую северную зиму были сведены к минимуму, что, в свою очередь, усилило решимость военно пленных к побегам104. Побегам способствовало отсутствие надлежащей охраны. Стражников по всеместно не хватало. Решение об увеличении численности охраны из числа жителей Средней Азии и Кавказа только обострило ситуацию. Большая часть стражников была набрана из старых рекрутов или завербованных по догово 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz