Агамирзоев, К. М. Путь на Север : исторический очерк : посвящается памяти рабочих и военнопленных, беспримерным трудом которых 90 лет назад было открыто сквозное движение по всей протяженности Мурманской железной дороги от Петрозаводска до Мурманска / Карен Агамирзоев. - Петрозаводск : Скандинавия, 2008. - 154 с. : ил.
Путь на Север. Исторический очерк ние на моторах через Лангенфьорд до Киркенеса. Некоторые военнопленные выходили на Нарвик: шли на Печенгу, проходили мимо Мотовского погоста (от Колы 80 верст) через Печенгский и Лопарский погосты около 70 верст, или же от Колы придерживались р. Тулома, через Нотозеро или на Сонгела и Паз- рецкий зимний погост, откуда шли на Саллиярви. Совершенно не охраняемый участок в районе смыкания трех границ являлся лакомым куском для беспре пятственного совершения побегов военнопленными и свободных переходов границы финнов и саамов с целью паломничества94. Картину организации побегов военнопленных со строительства Мурман ской железной дороги дает Сводка сведений об организации и деятельности германских и финляндских разведывательно-подрывных организаций, находя щихся в Швеции. В Сводке прямо указывается, что организация побегов со строящейся Мурманской железной дороги с июня 1916 года перешла в руки немецкого консула, находящегося в Умео, который, в свою очередь, поручил организацию побегов немецкому консульскому агенту Свену Унандеру и его группе. Эта группа содействовала нескольким побегам и стала регулярно приводить из Лапландии в Хаапаранду партии беглых пленных. Вторым на правлением деятельности группы являлось, как указано в Сводке, непосред ственное нахождение на службе на строящейся Мурманской железной дороге нескольких финнов с целью снабжения военнопленных финляндскими паспор тами, формирования групп и сопровождение их через неохраняемую границу сначала в Финляндию, а оттуда в Швецию95. Группа Унандера сотрудничала со шведским Красным Крестом, участвуя в возвращении из немецкого плена русских военнопленных, ставших инвалидами. Передачи русских инвалидов происходили из Швеции в Россию через Финляндию, в связи с чем у Унандера имелся легальный повод посещений Финляндии96. Именно в июне-августе 1916 года в результате пропаганды со стороны шведских агитаторов отмечен очередной всплеск побегов военнопленных с работ. Как сообщает И.Н. Новикова, количество беглецов из числа военно пленных со строящейся Мурманской железной дороги с апреля по июль 1916 года составило 177 человек97. Еще более участились побеги военнопленных с работ по сооружению же лезнодорожных линий с конца 1916 года. В январе 1917 года в норвежской прессе появились заметки о прибывшей к Рождеству на север Норвегии (гор. Karasjor) большой группе военнопленных (48 немцев!), бежавших из русского плена. В специальном письме ГУ ГШ имеется упоминание об этом факте, а также сообщается, что в этом городе существует целая организация, которая обеспечивает бежавших из русского плена одеждой, организует отдых в тече ние 4 -5 дней, а затем отправляет их дальше90. Об организованном осуществлении побегов военнопленных с линии строи тельства Мурманской железной дороги упоминается в апреле 1917 года в осо бом циркуляре МВД. В нем говорилось, что немецкими агентами создана осо бая организация, имеющая целью переправлять бежавших военнопленных в Германию через Финляндию и Швецию. Организация снабжает таких лиц под ложными паспортами, документами и направляет их в Петроград и в Финлян дию для дальнейшего следования в Швецию, а оттуда в Германию99. 33
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz