Агамирзоев, К. М. Путь на Север : исторический очерк : посвящается памяти рабочих и военнопленных, беспримерным трудом которых 90 лет назад было открыто сквозное движение по всей протяженности Мурманской железной дороги от Петрозаводска до Мурманска / Карен Агамирзоев. - Петрозаводск : Скандинавия, 2008. - 154 с. : ил.

6 . Побеги военнопленных Карен Агамирзоев Невыносимые условия содержания военнопленных, равнодушие админи­ страции к их бедственному положению, скудному питанию и неудовлетворитель­ ному медико-санитарному состоянию всех участников строительства Мурман­ ской железной дороги, плохая и жестокая охрана вынуждали военнопленных как группами, так и в одиночку совершать побеги. Некоторые побеги достигали своей цели. Известия об удачных побегах толкали других пленных на отчаянные поступки. Так, осенью 1915 года одна из шведских газет сообщила об удачном побеге из русского плена со строительства Мурманской железной дороги шести германских военнопленных. Группа пленных поперек пересекла всю Финлян­ дию и перешла границу со Швецией в 20 км севернее города Торнео88. В Швеции под дипломатическим прикрытием и под видом различных об­ щественных организаций действовали многочисленные агенты германской и австрийской разведок. Сотрудники шведского Красного Креста в ходе инспек­ ционных поездок по лагерям для военнопленных выполняли особые разведы­ вательные «поручения» Берлина89. Так, в августе 1916 г. делегация шведского Красного Креста во главе с д-ром Гамильтоном и полковником Генбергом по­ сетила лагеря германских военнопленных на Мурманской железной дороге. После каждого такого посещения следовал всплеск новых побегов со строя­ щейся Мурманской железной дороги90. Руководители немецкой разведки в Стокгольме даже вынашивали идею «спасательной операции», чтобы с помощью оружия и компаса освободить ты­ сячи военнопленных, работавших на Мурманской железной дороге. Но идея не была реализована91. Власти принимали меры к пресечению побегов, которые оказались мало­ эффективными. Об участившихся случаях побегов выражал тревогу военный министр Д.С. Шуваев в письме Министерству путей сообщения. Однако МПС и Управление строительства Мурманской железной дороги не хотело идти на лишние расходы, так как процент беглецов был ничтожно мал - 0,14% от всего контингента военнопленных на линии железной дороги92. Финляндия привлекала беглых военнопленных относительной простотой пересечения границы. С работ по постройке Мурманской железной дороги военнопленные пытались бежать несколькими маршрутами. Один из марш­ рутов лежал через Петроград, где без особых трудностей можно было обза­ вестись фальшивым паспортом. Этот маршрут пролегал через Петроград - Белоостров-Гельсингфорс, а далее путь беглецов лежал севернее в сторону границы со Швецией. Иногда беглецы пользовались и маршрутом: Сердоболь - Нейшлот - Улеаборг - Торнео. Особой популярностью пользовался северный маршрут через Норвегию93. Еще одним из налаженных маршрутов для совершения военнопленными побегов со строительства на линии Кандалакша - Кола было норвежское на­ правление. Путь беглецов пролегал в районе южной части оз. Салмиярви или в районе смещения трех границ - по дороге на Киркенес - далее двигались по шоссе от Сванвика 9 км до местечка Странд, где имелось почтовое сообще­ 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz