Агамирзоев, К. М. Путь на Север : исторический очерк : посвящается памяти рабочих и военнопленных, беспримерным трудом которых 90 лет назад было открыто сквозное движение по всей протяженности Мурманской железной дороги от Петрозаводска до Мурманска / Карен Агамирзоев. - Петрозаводск : Скандинавия, 2008. - 154 с. : ил.

Путь на Север. Исторический очерк ожидании эвакуации лежали без медицинской помощи месяцами. Хуже все­ го обстояло дело с эвакуацией больных с южного участка, т.к. эвакуировать больных военнопленных можно было только по железной дороге. Со средней и северной части строительства больных можно было увозить морем в Архан­ гельск79. В ноябре 1916 года число больных военнопленных на постройке желез­ нодорожной линии доходило до несколько сотен ежедневно. В связи с массо­ выми заболеваниями цингой, простудами и эпидемией ссыпного тифа были введены эшелоны для планомерной эвакуации больных военнопленных - два поезда в 1916 году, один в феврале 1917 года. Поезда делали остановки по по­ верстным пунктам, в составе поездов имелись теплушки. О количестве боль­ ных военнопленных, подлежащих эвакуации с каждого пункта, сообщалось донесениями80. Администрация строительства железной дороги принимала посильные меры к снижению массовых заболеваний. В октябре 1916 года Верховным на­ чальником санитарной части Русской армии Принцем А.П. Ольденбургским были утверждены «Правила для предупреждения разноса заразных заболе­ ваний воинскими командами и партий беженцев, переселенцев, рабочих и военнопленных»81. В управлении по постройке Мурманской железной дороги был открыт специальный счет на расходы по борьбе с заразными заболева­ ниями среди военнопленных и контрактных рабочих82. В целях борьбы с цингой и улучшением питания врачи участков давали рекомендации администрации, направляли ходатайства в Управление по по­ стройке железной дороги о снабжении военнопленных сушеными овощами, кислой капустой, луком, томатами, кислотами и т.п.83 С февраля 1917 года болезни среди военнопленных, занятых на строи­ тельстве Мурманской железной дороги приняли масштабный характер. Если раньше всех больных с рабочих пунктов свозили на фельдшерский пункт, то с февраля 1917 года по сводным заявкам фельдшера стали оказывать больным военнопленным помощь на местах84. Состояние больных эвакуируемых плен­ ных было очень тяжелым. Например, из 311 больных (90% из них цинготные больные), прибывших в Петрозаводск в феврале 1917 года, 150 человек на­ ходились в очень тяжелом положении. Вагоны, в которых они прибыли, были в антисанитарном состоянии. Больные лежали на холодном грязном полу без белья в рваной одежде, голодные. Отмечено, что эвакуируемые больные по пути следования продают выданные им предметы обмундирования для приоб­ ретения продуктов85. Для борьбы с массовыми инфекционными заболеваниями в марте 1917 года было принято решение направить в район эпидемии 2 запасных полевых госпиталя для развертывания до 500 коек для заразных больных, эвакуации больных в теплушках с зимней обшивкой. Устанавливалось, что поезда с эва­ куируемыми военнопленными в обязательном порядке должны сопровождать врач и фельдшеры, в сопровождении вагона-кухни86. Кроме того, в апреле 1917 года в Петрозаводске была оборудована карантинная обсерватория, в которой эвакуированные больные военнопленные находились до 3-х недель, и далее направлялись к местам содержания эшелонами87. 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz