Агамирзоев, К. М. Путь на Север : исторический очерк : посвящается памяти рабочих и военнопленных, беспримерным трудом которых 90 лет назад было открыто сквозное движение по всей протяженности Мурманской железной дороги от Петрозаводска до Мурманска / Карен Агамирзоев. - Петрозаводск : Скандинавия, 2008. - 154 с. : ил.

Путь на Север. Исторический очерк • на четвертом участке: больница на ст. Чупа на 40 кроватей и заразный ба­ рак на 20 кроватей, приемные покои: Чупа-пристань - 8 кроватей, Чупа- разъезд - 8 кроватей, амбулатория на ст. Боярская; • на пятом участке: больница на ст. Ковда на 50 кроватей и заразный барак на 20 кроватей, приемные покои: на ст. Черная речка - 8 кроватей, на ст. Серяк - 8 кроватей; • на шестом участке: больница на ст. Княжая на 40 кроватей и заразный барак на 20 кроватей, приемный покой на ст. Долгое - 5 кроватей 64. На линии Кандалакша - Кола имелись следующие медицинские учреждения: • на седьмом участке: больница на ст. Кандалакша на 55 кроватей и зараз­ ный барак на 15 кроватей, приемные покои: на ст. Зашеек - 8 кроватей, Охто-Конда - 1 0 кроватей; • на восьмом участке: больница на ст. Хибины на 30 кроватей и заразный барак на 15 кроватей, приемные покои: на ст. Имандра - 8 кроватей, на ст. Белая речка - 8 кроватей; • на девятом участке: больница на ст. Ягельный бор на 40 кроватей, на ст. Пулозеро амбулаторный пункт; • на десятом участке: больница на ст. Кола на 40 кроватей и заразный ба­ рак на 15 кроватей, приемные покои: на ст. Красный плес - 5 кроватей, на ст. Шонгуй - 6 кроватей, на ст. Лопарская - 5 кроватей; больница на ст. Мурман на 25 кроватей, два заразных барака по 10 кроватей в каждом, изоляционный барак на 30 кроватей и амбулаторный пункт65. В Архангельском пункте была оборудована больница на 50 кроватей, на Быку на 75 кроватей, амбулаторный пункт в Соломбале66. Прибывающие на строительство железной дороги военнопленные в г. Пе­ трозаводске проходили первичный медицинский осмотр. Повторный осмотр военнопленные проходили уже на своем участке. Именно военнопленные ста­ ли тем контингентов, который оказался наиболее подверженным заболеванию цингой. Первая эпидемия цинги началась в конце 1915 г. когда на линии Пе­ трозаводск - Сорокская бухта заболело 198 военнопленных, 10 среди русских рабочих. Наибольшее распространение по всей линии железной дороги цинга получила к весне 1916 г.: в феврале - 1 843 случая среди военнопленных и 314 среди русских рабочих, в марте - 2 348 случаев среди военнопленных и 241 среди русских рабочих, в апреле - 839 среди военнопленных и 466 среди русских рабочих67. Начиная с декабря 1915 г., к 1 августа 1916 г. больных цингой было заре­ гистрировано 9 314 военнопленных и 2 035 русских рабочих. Из них выздоро­ вело: военнопленных 1 750, русских рабочих 961; умерло военнопленных 365, русских рабочих 57; эвакуировано: военнопленных 9123, русских рабочих 545. В августе 1916 г. администрации удалось побороть цингу. Так, к 1 сентября 1916 г. больных цингой на Мурманской железной дороге состояло: на южной части - 66 человек, на средней части - 21 человек, на северной части - 18 человек68. 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz