Агамирзоев, К. М. Путь на Север : исторический очерк : посвящается памяти рабочих и военнопленных, беспримерным трудом которых 90 лет назад было открыто сквозное движение по всей протяженности Мурманской железной дороги от Петрозаводска до Мурманска / Карен Агамирзоев. - Петрозаводск : Скандинавия, 2008. - 154 с. : ил.
Путь на Север. Исторический очерк неизбеженъ, а с нимъ, конечно, и цинга, которая с наступпен 'юмъ осени и об ратит всю массу военноппенныхъ в такихъ же инвалидовъ, каюе эвакуируются теперь в количестве свыше 8 тыс. человекъ...»56. К концу 1916 года из некоторой части славянских военнопленных близких к русскому народу по вероисповеданию, набирались военнопленные в особые национальные батальоны, например, в Сербский отряд принимались сербы, хорваты, босняки, а также мусульмане57. За неповиновение к военнопленным применялись строгие меры дисципли нарной ответственности, выходящие за рамки, установленные Положением о военнопленных. В мае 1916 года отдельным указанием Департамента по лиции усилены меры к недисциплинированным военнопленным. В частности, губернаторам были предоставлены права командира полка по применению арестов в отношении военнопленных, а именно: простой арест - до 1 мес.; строгий арест - до 20 суток; усиленный арест - до 8 суток. Военнопленные, подвергнутые: простому аресту - содержались отдельно в светлом карцере, с исправлением обязанностей (по усмотрению начальства), получением пищи и отдыхом на нарах; строгому аресту - содержались отдельно в светлом карце ре на хлебе и воде, с выдачей хлеба, воды и соли ежедневно, а горячей пищи - через 2 дня на третий, с отдыхом на голых нарах; усиленному аресту - содер жались в темном карцере со всеми другими вышеперечисленными для строго го ареста ограничениями. Арестованным военнопленным запрещалось курить табак, переписываться, петь и шуметь, они лишались прогулок. В предписании Департамента полиции указывалась самая строгая мера, применяемая к во еннопленным в случае крайнего упорства и неоднократных отказов от выхода на работы - тюремное заключение на 3 месяца58. 5 . Санитарное и медицинское состояние военнопленных. Эвакуация военнопленных Строящаяся Мурманская железная дорога по всей протяженности была разделена на 14 врачебных участков. Границы врачебных участков совпадали со строительными. Протяженность каждого участка была около 71 версты, что было значительно меньше, чем при строительстве 20-ти предыдущих казенных железных дорог. На каждом участке предусматривался медицинский персонал в составе: одного врача, 5-ти фельдшеров и 1-й фельдшерицы. На некоторых участках предусматривалась должность помощника врача. Работали на линии дороги 4 зубных врача, а при Петрозаводской больнице имелись хирург и пси хиатр. Впоследствии, когда оказалось, что вследствие высоких темпов работ и большой концентрации рабочих и военнопленных такого врачебного штата оказалось недостаточно, медицинский персонал дороги был усилен времен ным эпидемическим персоналом: по одному эпидемическому врачу и по 2 -3 эпидемических фельдшера на каждый участок59. 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz