Агамирзоев, К. М. Путь на Север : исторический очерк : посвящается памяти рабочих и военнопленных, беспримерным трудом которых 90 лет назад было открыто сквозное движение по всей протяженности Мурманской железной дороги от Петрозаводска до Мурманска / Карен Агамирзоев. - Петрозаводск : Скандинавия, 2008. - 154 с. : ил.
Карен Агамирзоев Добавляемъ, что табеля не ведутся как спедуеть и наши заработки пропадаютъ совсемъ. Въ виду уменьшения нормы питания намъ не хватаетъ этой пищи и не на что докупать продукты. Питаемся одной водой... Подписи... (Всего 74 под писи. Прим. А.К.М.)»53. В ответ на неудовлетворительные условия содержания и питания в дека бре - феврале 1917 года по всей линии строительства железнодорожной линии прокатилась волна забастовок и недовольств военнопленных. Иногда к недо вольствам и требованиям военнопленных присоединялись контрактные рабо чие и стражники54. В течение всего периода строительства Управление по со оружению Мурманской железной дороги и начальник участков были завалены телеграммами-молниями и срочными донесениями о неудовлетворительном питании, длительном отсутствии элементарных продуктов питания, отсутствие теплой одежды, что вызывало справедливое недовольство военнопленных. Вот только краткие выдержки из телеграмм с участков строительства: «...1-й участокъ. Рабоч/е и военнопленные отказываются выходить на работы за неименюм теплой одежды. Прошу принять экстренные меры для доставки на участокъ теплой одежды и сапог-катанокъ для 3500 человекъ; инженеру Со ловьеву отъ жандармского офицера подполковнЫа Волховского:...отсутств'ю въ Кандалакше у военнопленныхъ пищи, кроме мерзлого хлеба, вследств 'ю чего роптан'ю, работаютъ плохо, наметилась угроза беспорядковъ.., ...въ Кан далакшской больнще на 25.11 1915 исчерпанъ запасъ муки, также негь овощей, вермишели, соли;...за неимешем чая, сахара, махорки, масла, сала, капусты, освещения, военнопленные начинаютъ прекращать работу. Прошу срочно вы слать все необходимое. Реентович;...на 4-мъ участке постройки ж.д. линии Петрозаводск-Сорокская бухта въ бытность мною тамъ 15.06.1916 на складахъ не было чаю, сахару, спичекъ, соли, въ тоже время склады инженера Розен берга были переполнены всеми названными продуктами; срочная телеграмма въ Колу: экстренно прошу выслать сахару, масла или сала ...военнопленные бросаютъ работу, стражн'жи бегутъ...»55. Справедливые негодования военнопленных, поддержанные русскими контрактными рабочими, были усилены событиями Февральской революции, произошедшей в России, которую большинство военнопленных приветство вали. Серьезность ситуации с фактами массовых протестов и отказов воен нопленных выходить на работы озаботила жандармско-полицейское управ ление на железных дорогах, начальник которого в официальном донесении в Управление по сооружению Мурманской железной дороги, в августе 1916 года указывает: «...Въ продовольственном отношен/'и положенie очень серьез ное: продуктовъ, за исключениемъ ржаной муки, на складах ж.д. лин 'м имеется ограниченное количество, а многихъ, какъ напримеръ, пшена, картофеля и ка пусты совсемъ негь, и врядъ ли продукты эти продукты будутъ. По заявлена военнопленныхъ пища уже 3 недели дается безъ соли. Повсеместно негь са хару... Резко бросается въ глаза, что снабжение ж.д. лин'м продуктами носит случайный характеръ, и вполне зависпъ отъ хозяйственности и усерд/я того или иного начальнка дистанц\и... Несмотря на это, администрация постройки ж.д. линии везегь на линю все новые партм военнопленныхъ. Всю массу надо прокорм'пь, а прокормить ее, судя по наличности запаса, нечемъ... И голодъ 24
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz