Агамирзоев, К. М. Путь на Север : исторический очерк : посвящается памяти рабочих и военнопленных, беспримерным трудом которых 90 лет назад было открыто сквозное движение по всей протяженности Мурманской железной дороги от Петрозаводска до Мурманска / Карен Агамирзоев. - Петрозаводск : Скандинавия, 2008. - 154 с. : ил.
Путь на Север. Исторический очерк решалось дополнительно: иметь выборных представителей для переговоров с начальством; уполномоченных из своей среды для отправки и получения корреспонденции; кашеваров из военнопленных польской национальности для приготовления пищи; пользоваться услугами медицинского, санитарного и хозяйственного персонала; иметь возможность взаимного общения между поляками, дополнительные прогулки, приобретения продуктов на рынках; по лучать и читать газеты и др. периодические издания, в т.ч. и на польском язы ке; с разрешения цензуры переписываться с общественными организациями и частными лицами; посещать богослужения и принимать в лагерях духовных лиц для удовлетворения религиозных нужд; образовывать кассы взаимопомо щи; с разрешения Главного управления Генштаба Русской армии допускалось проживание на частных квартирах больным и инвалидам, офицерам и лицам интеллигентных профессий, а также в других особых случаях; посещать пред ставителям польских общественных организаций места содержаний военно пленных поляков с согласия Командующего военного округа49. С декабря 1916 года со стороны Военного Министерства, Петроградского полицейского жандармского управления, а затем и Управления по сооруже нию железнодорожных линий Петрозаводск - Сорока и Мурманской, начались строгости в отношении германских военнопленных. Создавались особые лаге ря с двойным ограждением, рвами и колючей проволокой вокруг бараков. Был установлен строгий надзор, и усилена охрана стражниками как на работах, так и в нерабочее время. Рекомендовалось отделять германских подданных от других военнопленных и формировать из них отдельные команды. Герман ским военнопленным не разрешалось без сопровождающего стражника (даже одному военнопленному) выходить за пределы ограды территории лагеря. Даже охрану лагеря военнопленных германской армии стали поручать не обычным стражникам, а конвойным частям, нижние чины которых подлежали регулярной проверке50. На фоне усиления режима содержания в отношении военнопленных германской армии, определенные льготы для военнопленных поляков Правительством были позже распространены на чехов, словаков, ру мын, итальянцев, армян51. Подрядчики по несколько месяцев (от 2-х до 4-х) не платили военноплен ным их заработки за сверхурочную работу и не информировали их о нако пившихся суммах. Из этих сумм производились удержания стоимости теплых вещей и дополнительного питания. Например, в результате проверок рабочих пунктов военнопленных контролем Министерства путей сообщения на стро ящейся железнодорожных линий Петрозаводск - Сорока и Мурманской 6 и 7 ноября 1916 года на верстах 251, 313, 317, 320, 339, 341, 349 установлено, что большинство военнопленных не знает своего заработка, деньги не выдаются, расценки отпущенных теплых вещей больше номенклатурных, а на верстах 313 и 354 не было кожи и дратвы для починки сапог52. Представление о том, как на самом деле было организовано содержание военнопленных дает текст проше ния, обнаруженного в фондах Национального архива Республики: «Прошен1е военнопленных 585 пик. К начальнику Петрозаводско-Кемской ж.д. 21 мая 1917 г. Имеемъ честь донести до Вашего сведен/я, что мы все военнопленные работали все время и не получали жалованье съ октября месяца 1916 года. 23
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz