Агамирзоев, К. М. Путь на Север : исторический очерк : посвящается памяти рабочих и военнопленных, беспримерным трудом которых 90 лет назад было открыто сквозное движение по всей протяженности Мурманской железной дороги от Петрозаводска до Мурманска / Карен Агамирзоев. - Петрозаводск : Скандинавия, 2008. - 154 с. : ил.

Путь на Север. Исторический очерк решалось дополнительно: иметь выборных представителей для переговоров с начальством; уполномоченных из своей среды для отправки и получения корреспонденции; кашеваров из военнопленных польской национальности для приготовления пищи; пользоваться услугами медицинского, санитарного и хозяйственного персонала; иметь возможность взаимного общения между поляками, дополнительные прогулки, приобретения продуктов на рынках; по­ лучать и читать газеты и др. периодические издания, в т.ч. и на польском язы­ ке; с разрешения цензуры переписываться с общественными организациями и частными лицами; посещать богослужения и принимать в лагерях духовных лиц для удовлетворения религиозных нужд; образовывать кассы взаимопомо­ щи; с разрешения Главного управления Генштаба Русской армии допускалось проживание на частных квартирах больным и инвалидам, офицерам и лицам интеллигентных профессий, а также в других особых случаях; посещать пред­ ставителям польских общественных организаций места содержаний военно­ пленных поляков с согласия Командующего военного округа49. С декабря 1916 года со стороны Военного Министерства, Петроградского полицейского жандармского управления, а затем и Управления по сооруже­ нию железнодорожных линий Петрозаводск - Сорока и Мурманской, начались строгости в отношении германских военнопленных. Создавались особые лаге­ ря с двойным ограждением, рвами и колючей проволокой вокруг бараков. Был установлен строгий надзор, и усилена охрана стражниками как на работах, так и в нерабочее время. Рекомендовалось отделять германских подданных от других военнопленных и формировать из них отдельные команды. Герман­ ским военнопленным не разрешалось без сопровождающего стражника (даже одному военнопленному) выходить за пределы ограды территории лагеря. Даже охрану лагеря военнопленных германской армии стали поручать не обычным стражникам, а конвойным частям, нижние чины которых подлежали регулярной проверке50. На фоне усиления режима содержания в отношении военнопленных германской армии, определенные льготы для военнопленных поляков Правительством были позже распространены на чехов, словаков, ру­ мын, итальянцев, армян51. Подрядчики по несколько месяцев (от 2-х до 4-х) не платили военноплен­ ным их заработки за сверхурочную работу и не информировали их о нако­ пившихся суммах. Из этих сумм производились удержания стоимости теплых вещей и дополнительного питания. Например, в результате проверок рабочих пунктов военнопленных контролем Министерства путей сообщения на стро­ ящейся железнодорожных линий Петрозаводск - Сорока и Мурманской 6 и 7 ноября 1916 года на верстах 251, 313, 317, 320, 339, 341, 349 установлено, что большинство военнопленных не знает своего заработка, деньги не выдаются, расценки отпущенных теплых вещей больше номенклатурных, а на верстах 313 и 354 не было кожи и дратвы для починки сапог52. Представление о том, как на самом деле было организовано содержание военнопленных дает текст проше­ ния, обнаруженного в фондах Национального архива Республики: «Прошен1е военнопленных 585 пик. К начальнику Петрозаводско-Кемской ж.д. 21 мая 1917 г. Имеемъ честь донести до Вашего сведен/я, что мы все военнопленные работали все время и не получали жалованье съ октября месяца 1916 года. 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz