Агамирзоев, К. М. Путь на Север : исторический очерк : посвящается памяти рабочих и военнопленных, беспримерным трудом которых 90 лет назад было открыто сквозное движение по всей протяженности Мурманской железной дороги от Петрозаводска до Мурманска / Карен Агамирзоев. - Петрозаводск : Скандинавия, 2008. - 154 с. : ил.
Путь на Север. Исторический очерк нопленных для ведения именных карточек военнопленных, организации по лучения и отправки личных вещей военнопленным и переводов из дома, учета умерших военнопленных и переписке со всеми российскими и международны ми организациями (пункты 19-21). Положением устанавливались многочисленные правила содержания и обе спечения военнопленных в сборных пунктах, при следовании в места назначе ния в составе команд с конвоем, оказания медицинской помощи, отправления духовных потребностей (пункты 32-48). Команды военнопленных разделялись на взводы, полуроты, роты под командованием офицеров. В местах назначе ния военнопленные размещались в свободных казармах или приспособленных для этих целях помещениях, реже - в наемных жилых помещениях, в которых расходы на отопление и освещение не должны были превышать установленные пределы квартирных окладов. Офицерам разрешалось проживать на частных квартирах при условии, что они должны дать честное слово не удаляться за пределы определенного района и немедленно прибывать по вызову. За нару шение установленных правил офицеры могли лишиться этой льготы. (Пункты 54, 56, 58.) Устанавливался порядок привлечения военнопленных к казенным и общественным работам по соглашениям Военного Министерства с различ ными ведомствами, которые использовали труд военнопленных (пункт 59). Лицам, которые осуществляли надзор за военнопленными, запрещалось при влекать военнопленных для собственных работ, даже за плату и по доброволь ному их согласию (пункт 60). В России запрещалось пользоваться трудом военнопленных для личных нужд. При постройке Мурманской железной дороги Военное Министерство, Центральное справочное бюро, Управление по сооружению железнодорожной линии Петрозаводск - Сорока и Мурманской железной дороги, Контроль МПС по сооружению железных дорог неоднократно требовали от подрядчиков и контрагентов, инженеров и стражников, прекратить использовать запрещен ный труд военнопленных в качестве кучеров, домашней прислуги, конторщи ков, дворников, шоферов, матросов на личных яхтах и т.п41. Этот запрет нару шался повсеместно. Вот только один пример: на яхту «Светлана» в Сорокской бухте (владелец яхты подрядчик Нехорошее) с 1 участка были откомандиро ваны четверо военнопленных для работы матросами без составления актов передачи по устному указанию Нехорошева42. Ведомства или частные подрядчики, которые использовали труд военно пленных, вносили в казну плату в установленном размере за каждый день ра боты военнопленного. Например, с 28 мая 1915 года при постройке Мурманской железной дороги частным обществом или контрагентом на специальный сч е т - депозит Управления по сооружению железнодорожной линии Петрозаводск - Сорока и Мурманской железной дороги вносились по 25 копеек за каждый рабочий день привлеченного к работам военнопленного43. Правила использо вания военнопленных на работах, а также их содержания, отражались в Согла шениях Управления по сооружению железнодорожной линии Петрозаводск - Сорока и Мурманской железной дороги с подрядчиками и контрагентом44. Из указаний Управления по сооружению железнодорожной линии Петро заводск - Сорока и Мурманской железной дороги и Петроградского жандарм 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz