Агамирзоев, К. М. Путь на Север : исторический очерк : посвящается памяти рабочих и военнопленных, беспримерным трудом которых 90 лет назад было открыто сквозное движение по всей протяженности Мурманской железной дороги от Петрозаводска до Мурманска / Карен Агамирзоев. - Петрозаводск : Скандинавия, 2008. - 154 с. : ил.
Карен Агамирзоев Сведения о количестве военнопленных, находящихся на постройке желез нодорожных линий Петрозаводск - Сорокская бухта и Мурманской железной дороги, направлялись к 15 числу каждого месяца донесениями по установлен ной форме в канцелярию Олонецкого губернатора и поступали в Штаб Петро градского Военного округа. В основу донесений были положены сведения о численном составе военнопленных германской и австро-венгерской армий, с указанием отдельно военнопленных-славян. Военнопленные-мусульмане вообще в этих донесениях не учитывались26. О национальном составе во еннопленных можно судить на примере поступившей 20 марта 1916 года на станцию Званка партии пленных в количестве 991 человек эшелоном № 3 из Новониколаевска, откомандированных Омским военным округом на построй ку железнодорожных линий Петрозаводск - Сорокская бухта и Мурманской. Из них: германского подданства, в основном немцы - 322 человека (32%); австрийского подданства - 669 человек (68%), в том числе венгров - 232 че ловек (23,4% из всего состава эшелона или 34,6% из военнопленных австро венгерской армии). Возраст поступивших военнопленных колебался от 19 до 42 лет. В ходе приема военнопленных был составлен акт, в котором указаны замечания: 9% (88 человек) имели негодные шинели; 3,4% (34 человека) имели негодные куртки; 10% (102 человека) имели негодные шаровары; 16,5% (164 человека) имели совершенно негодную обувь27. Специальным предписанием ГУ ГШ было установлено ставить военноплен ных на отдельный учет28. Сведения о военнопленных подавал каждый подряд чик по форме: какой армии, национальность, участок (в т.ч. дистанция, фами лия начальника), вид работ (земляные, ремонт пути, подсобные, гражданские сооружения, телеграф, прочие)29. 15 августа 1916 года в Петрозаводск из Дарницкого изоляционно пропускного пункта военнопленных (из-под Киева) на строительство желез ной дороги прибыл эшелон с 1 293 военнопленными австро-венгерской ар мии прямо с фронта. По национальности все прибывшие были мадьярами, немцами, румынами, поляками30. 21 августа 1916 года в Петрозаводск из Дарницкого изоляционно-пропускного пункта военнопленных (из-под Киева) на строительство железной дороги прибыл эшелон с 1 208 военнопленными австро-венгерской армии, поступившими прямо с фронта, преимущественно мадьяры, румыны, немцы31. 18 и 22 июня 1916 года из Дарницкого изоляционно пропускного пункта военнопленных (из-под Киева) в Петрозаводск прибыло 2 эшелона с военнопленными: 2 017 человек и 1 991 человек. 23 июня 1916 года в Петрозаводск прибыл эшелон из Пензы с 1 174 военнопленными. Все прибыв шие военнопленные поступили в распоряжение инженера Розенберга32. Всего по подсчетам, проведенным КГИПО «Стерх» в ходе исследования, на строительство всех участков Мурманской железной дороги через станцию Званка в период с 15 февраля по 16 сентября 1916 года поступило 33 эшелона с 39 048 военнопленными. Из них по заявкам Управления по постройке желез нодорожных линий Петрозаводск - Сорокская бухта и Мурманской железной дороги 8 эшелонов из Киева через станцию Званка с 11 053 военнопленными проследовали в Архангельск, откуда их отправляли пароходами и баржами в Мурманск и Кандалакшу для участия в строительных работах по сооружению 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz