Агамирзоев, К. М. Путь на Север : исторический очерк : посвящается памяти рабочих и военнопленных, беспримерным трудом которых 90 лет назад было открыто сквозное движение по всей протяженности Мурманской железной дороги от Петрозаводска до Мурманска / Карен Агамирзоев. - Петрозаводск : Скандинавия, 2008. - 154 с. : ил.

Путь на Север. Исторический очерк в плену, скудное питание и массовые инфекционные болезни не способство­ вали эффективным результатам22. 3 . Доставка военнопленных на постройку Мурманской железной дороги. Общее количество военнопленных На строительство Мурманской железной дороги военнопленные доставля­ лись из Омского и Иркутского военных округов по железной дороге специ­ альными воинскими эшелонами. Первую группу пленных - 8 100 человек, в основном славянского происхождения, привезли на строительство линии Пе­ трозаводск - Сорокская бухта из западносибирских концентрационных лаге­ рей весной 1915 года. До открытия навигации военнопленных, как впрочем и контрактных рабочих, доставляли по железной дороге до станции Званка, откуда они колоннами шли пешком до Петрозаводска. Особенно тяжело при­ ходилось больным и слабым военнопленным преодолевать пешком в зимних условиях более 100 верст до Петрозаводска. Во второй половине лета 1915 года к ним добавились еще более 4 600 человек. С начала 1916 года наравне с поступающими военнопленными из Сибири, через станцию Званка тысяч­ ные партии военнопленных направлялись эшелонами прямо в Петрозаводск из Дарницкого изоляционно-пропускного пункта (из под Киева) и из Новонико- лаевска (из Омского военного округа). Наравне с военнопленными на сооружении трассы работали и контракт­ ные рабочие из российских губерний. Многие из них были военнообязанными, подлежащими призыву в действующую армию. Для военнообязанных ратников, работающих на строительстве Мурманской железной дороги, по решению Пра­ вительства предоставлялись отсрочки от призыва в действующую армию. Об­ щий учет, контроль, наблюдение за содержанием военнопленных, участвующих в строительстве Мурманской железной дороги, осуществляло Петроградское жандармское полицейское управление и его отделения: Лодейнопольское, Пе­ трозаводское, Кивачское, Кандалакшское, Кемское, Мурманское. Кроме того, жандармские отделения отвечали за учет рабочих-ратников, контроль за их наличием, розыском в случае побегов, а также осуществляли переписку с во­ инскими начальниками губерний России в отношении ратников23. По данным Петроградского жандармского полицейского управления толь­ ко в районе ответственности Петрозаводского отделения в 1915 году находи­ лось на работах 4 287 военнопленных, а в начале 1916 года их число составило 8 196 человек24. Петрозаводским отделением были поставлены на учет воен­ нопленные следующих национальностей: германского подданства - немцы, саксонцы, баварцы, поляки, турки; австрийского подданства - славяне, вен­ гры, итальянцы, румыны, мадьяры, греки, армяне, евреи, немцы, албанцы, чехи, босняки, русины25. 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz