Агамирзоев, К. М. Путь на Север : исторический очерк : посвящается памяти рабочих и военнопленных, беспримерным трудом которых 90 лет назад было открыто сквозное движение по всей протяженности Мурманской железной дороги от Петрозаводска до Мурманска / Карен Агамирзоев. - Петрозаводск : Скандинавия, 2008. - 154 с. : ил.
Карен Агамирзовв Жетон (бляха) военнопленного на строительстве Мурманской железной дороги (1915-1917). дьяры, греки, болгары, русины, евреи, армяне, греки, турки и др. Особенно тяжелым было положение военнопленных неславянских национальностей и неправославной веры: немцев, австрийцев, а также венгров и чехов. В более лучшем положении находились православные военнопленные, а также поляки. По отдельным крупицам восстанавливаются судьбы военнопленных; сведения об их смертности в ходе строительных работ, в приемных покоях, в больницах; данные о причинах смерти; факты погребений умерших военнопленных в на сыпи строящейся железной дороги и в зоне полосы отчуждения, в карьерах, на отдельных участках приходских кладбищ, на кладбищах деревенских погостов и при железнодорожных станциях. Отлаженная полицейско-жандармская машина Российской Империи не справилась с организацией учета военнопленных, в том числе, и умерших. Жалкие попытки Центрального Справочного бюро о военнопленных устано вить судьбы отдельных военнопленных, причин невыдачи переводов и посы лок из дома, причин смерти и мест погребения умерших военнопленных раз бивались о медлительную бюрократическую машину военных и гражданских властей, длительную переписку, сокрытие властями и подрядчиками подлин ного положения военнопленных на строительстве дороги, полное отсутствие каких-либо упорядоченных сведений о местах погребений, явное нежелание военных властей и администрации так называемой «Мурманстройки» что-то кардинально менять в положении военнопленных, высокомерно пренебрегая фактами жестокостей при содержании иностранцев и их высокой смертности. Оценивая работоспособность военнопленных на строительных работах, Управление по строительству Мурманской железной дороги отмечало, что в 1915 году военнопленные прибыли на работы молодыми, сильными и здоро выми, пробыв на войне не более 9 месяцев; в 1916 году большая часть во еннопленных была эвакуирована в связи с тяжелыми болезнями, на работах были оставшиеся военнопленные от предыдущего года, но все переболевшие цингой; в середине 1916 году стали поступать новые партии военнопленных после летнего наступления войск Брусилова, воевавших на фронте два года; в 1917 году остались лишь те, которые переболели цингой, многие вторично, и оправились от нее21. Военнопленные не могли работать так интенсивно, как наемные рабочие, и в особенности китайцы, т.к. тяжесть подневольного труда 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz