Агамирзоев, К. М. Путь на Север : исторический очерк : посвящается памяти рабочих и военнопленных, беспримерным трудом которых 90 лет назад было открыто сквозное движение по всей протяженности Мурманской железной дороги от Петрозаводска до Мурманска / Карен Агамирзоев. - Петрозаводск : Скандинавия, 2008. - 154 с. : ил.

Путь на Север. Исторический очерк Жетон (бляха) рабочего на строи­ тельстве Мурманской железной доро­ ги (1915-1917). Все рабочие, посту­ пающие на строительство, получали номерную бляху. Наибольшим номе­ ром, который удалось обнаружить в списках рабочих, был номер 102 944. троля, принудительного привлечения больных и слабосильных военнопленных к тяжелым работам, бесполезных попыток администрации стройки улучшить положение военнопленных и справиться с болезнями: цингой, туберкулезом, ссыпным тифом, сведения о побегах и способах их осуществления, издева­ тельствах стражников над бесправными военнопленными. Рабочий день на строительстве Мурманской железной дороги для военно­ пленных длился до 12-14 часов, т.к. в Российской империи действовал устарев­ ший закон 1897 года о 11,5 часовом рабочем дне с двумя перерывами: завтрак- 30 мин, обед 1 час 30 мин18. Военнопленные, как и контрактные рабочие, ра­ ботали артелями. Каждая артель получала на день «уроки», которые должны были выполнить. Уроки составлялись администрациями дороги на основании «Урочного Положения», изданного в России в 1843 г. (во времена крепостного права из расчета 12 часов дневного труда - А.К.М .)'9. Все работы выполнялись с использованием преимущественно ручного труда военнопленных. Основны­ ми рабочими инструментами на строительстве Мурманской железной дороги были: лопата, кирка, тачка. Засыпка болот, расчистка земляного полотна от огромных валунов и скального грунта, и далее, насыпалось вручную. Из 980 верст всего построенного пути, насыпи на болотах, сооруженных вручную, со­ ставляли 250 верст. Строительные материалы и железнодорожные конструк­ ции подвозились по уже построенным путям на платформах и вагонетках, по грунту использовались подводы. Несколько маломощных американских экска­ ваторов по 0,25 куба каждый, применявшиеся на стройке, не могли заменить ручного труда огромного трудового контингента рабочих и военнопленных20. Работы на трассе велись круглосуточно, даже в условиях полярной ночи, когда возводимые объекты освещали факелами и кострами. По национальному составу среди военнопленных находились представи­ тели большинства европейских народностей: германские подданные - нем­ цы, саксонцы, баварцы, поляки; австро-венгерские подданные - австрийцы, венгры, чехи, сербы, хорваты, словаки, итальянцы, босняки, румыны, ма- 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz