Агамирзоев, К. М. Путь на Север : исторический очерк : посвящается памяти рабочих и военнопленных, беспримерным трудом которых 90 лет назад было открыто сквозное движение по всей протяженности Мурманской железной дороги от Петрозаводска до Мурманска / Карен Агамирзоев. - Петрозаводск : Скандинавия, 2008. - 154 с. : ил.

Карен Агамирзоев ти в 2 раза меньше14. Однако оплата труда русского контрактного рабочего составляла от 45 до 55 рублей помесячно в зависимости от квалификации, а китайцам платили не более 35 рублей. Администрация и не скрывала эту разницу в оплате, цинично заявляя, что «по установившемуся взгляду на цену желтого труда плата эта должна быть признана значительной»15. Ради справедливости необходимо отметить, что труд и быт наемных рус­ ских и иностранных рабочих, занятых на строительстве Мурманской железной дороги, немногим не отличался от условий содержания военнопленных. На­ емные рабочие наравне с иностранными военнопленными также страдали и гибли от обморожений, изнурительного труда, полного упадка жизненных сил и истощения, голода и болезней. Военные власти предоставляли ратникам, на­ нятым на работы по строительству железной дороги, отсрочки от призыва в действующую армию. Но тяжелейшие условия работ и страшные болезни тол­ кали рабочих на массовые протесты и побеги. В результате исследований отчетов о количестве и составе эшелонов с военнопленными, проследовавших через станцию Званка в направлении станции Петрозаводск, имеются документальные основания утверждать, что в строительных работах, в т.ч. и после официального начала сквозного дви­ жения, участвовало примерно 57,5 тысяч военнопленных, а не 40 тысяч, как утверждается во всех современных исторических источниках! Буду очень и очень благодарен историкам и краеведам, если им удастся уточнить, допол­ нить или опровергнуть эту цифру. По мере окончания возведения пути и инженерных сооружений отдельных участков наемных рабочих и военнопленных заменяли бойцами сводного ба­ тальона военного ведомства, состоящего из шести военно-рабочих рот. Они привлекались для обеспечения «срочных перевозок грузов чрезвычайного во­ енного значения». С мая и с августа 1916 года на трассе стали профессиональ­ но работать два железнодорожных батальона, в обязанности которых входи­ ли уже чисто профессиональные функции - обеспечение службы временного движения, тяги, телеграфной связи, кондукторского надзора и тому подобное16. Общее состояние железнодорожной линии по прошествии двух строительных лет носило временный характер. Значительное невыполнение объемов работ осложняло эксплуатацию линии, сокращало весовую норму поездов, снижало скорость движения и пропускную способность железной дороги, приводило к частым крушениям и, кроме того, требовало больших расходов на текущий ре­ монт17. Страницы архивных фондов Национального архива Республики Карелия открывают перед исследователем подлинные бесчеловечные картины ужас­ ного положения военнопленных, изнурительного труда в условиях арктических холодов без теплой одежды, издевательских условий ее приобретения только за счет сверхурочных работ, неудовлетворительности помещений элементар­ ным санитарным нормам, несвоевременной медицинской помощи и запозда­ лых действий по эвакуации больных военнопленных, факты аварийности и происшествий в ходе стройки, полного бесправия военнопленных неславян­ ских национальностей, использования их бесплатного труда для личных нужд подрядчиков, инженеров, мастеров, чинов полицейского жандармского кон- 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz