Агамирзоев, К. М. Путь на Север : исторический очерк : посвящается памяти рабочих и военнопленных, беспримерным трудом которых 90 лет назад было открыто сквозное движение по всей протяженности Мурманской железной дороги от Петрозаводска до Мурманска / Карен Агамирзоев. - Петрозаводск : Скандинавия, 2008. - 154 с. : ил.
Карен Агамирзоев ти в 2 раза меньше14. Однако оплата труда русского контрактного рабочего составляла от 45 до 55 рублей помесячно в зависимости от квалификации, а китайцам платили не более 35 рублей. Администрация и не скрывала эту разницу в оплате, цинично заявляя, что «по установившемуся взгляду на цену желтого труда плата эта должна быть признана значительной»15. Ради справедливости необходимо отметить, что труд и быт наемных рус ских и иностранных рабочих, занятых на строительстве Мурманской железной дороги, немногим не отличался от условий содержания военнопленных. На емные рабочие наравне с иностранными военнопленными также страдали и гибли от обморожений, изнурительного труда, полного упадка жизненных сил и истощения, голода и болезней. Военные власти предоставляли ратникам, на нятым на работы по строительству железной дороги, отсрочки от призыва в действующую армию. Но тяжелейшие условия работ и страшные болезни тол кали рабочих на массовые протесты и побеги. В результате исследований отчетов о количестве и составе эшелонов с военнопленными, проследовавших через станцию Званка в направлении станции Петрозаводск, имеются документальные основания утверждать, что в строительных работах, в т.ч. и после официального начала сквозного дви жения, участвовало примерно 57,5 тысяч военнопленных, а не 40 тысяч, как утверждается во всех современных исторических источниках! Буду очень и очень благодарен историкам и краеведам, если им удастся уточнить, допол нить или опровергнуть эту цифру. По мере окончания возведения пути и инженерных сооружений отдельных участков наемных рабочих и военнопленных заменяли бойцами сводного ба тальона военного ведомства, состоящего из шести военно-рабочих рот. Они привлекались для обеспечения «срочных перевозок грузов чрезвычайного во енного значения». С мая и с августа 1916 года на трассе стали профессиональ но работать два железнодорожных батальона, в обязанности которых входи ли уже чисто профессиональные функции - обеспечение службы временного движения, тяги, телеграфной связи, кондукторского надзора и тому подобное16. Общее состояние железнодорожной линии по прошествии двух строительных лет носило временный характер. Значительное невыполнение объемов работ осложняло эксплуатацию линии, сокращало весовую норму поездов, снижало скорость движения и пропускную способность железной дороги, приводило к частым крушениям и, кроме того, требовало больших расходов на текущий ре монт17. Страницы архивных фондов Национального архива Республики Карелия открывают перед исследователем подлинные бесчеловечные картины ужас ного положения военнопленных, изнурительного труда в условиях арктических холодов без теплой одежды, издевательских условий ее приобретения только за счет сверхурочных работ, неудовлетворительности помещений элементар ным санитарным нормам, несвоевременной медицинской помощи и запозда лых действий по эвакуации больных военнопленных, факты аварийности и происшествий в ходе стройки, полного бесправия военнопленных неславян ских национальностей, использования их бесплатного труда для личных нужд подрядчиков, инженеров, мастеров, чинов полицейского жандармского кон- 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz