Агамирзоев, К. М. Путь на Север : исторический очерк : посвящается памяти рабочих и военнопленных, беспримерным трудом которых 90 лет назад было открыто сквозное движение по всей протяженности Мурманской железной дороги от Петрозаводска до Мурманска / Карен Агамирзоев. - Петрозаводск : Скандинавия, 2008. - 154 с. : ил.
Путь на Север. Исторический очерк морю. Проложили сплошной путь 1000-верстный рельсовый путь от Петроза водска до порта Романова на незамерзающем Мурманском берегу Северного океана, с небывалой в летописях железнодорожного строительства скоростью работая над сооружением этой самой северной на всем шаре дороги, в усло виях труда, доселе неиспытанных, преодолеть которые могли лишь русские люди, движимые в этом краю долгой полярной ночи горячей любовью к своей Родине, безграничным желанием помочь нашей доблестной армии, беззавет ной преданностью своему царю. Счастлив порадовать вас, государь, и Россию, что сего 3 ноября, в 12 часов дня на 537-й версте от Петрозаводска мною сом кнута линия великого северного пути, выводящая Россию на искони русские земли, на простор свободного океана. На месте смычки железнодорожного пути был отслужен благодарственный молебен... По окончании молебствия экстренный поезд в составе четырех вагонов прошел смычкудля дальнейшего моего следования на север через Кандалакшу на Романов... Свиты его вели чества генерал-майор князь Багратион-Мухранский»10. Здесь вынужден остановить изложение уже известных истории радостных всеподданнейших докладов Николаю II о смычке Великого пути. В докладе князя Багратиона-Мухранского сообщается Николаю II о героях строительства дороги - «русских людях.., русских инженерах и рабочих.., работая над соору жением... дороги.., движимые горячей любовью к своей Родине, безгранич ным желанием помочь нашей доблестной армии, беззаветной преданностью своему царю»11. И ни одного слова о десятках тысяч военнопленных, помимо русских рабочих, рабский труд которых совершенно не был обусловлен горя чей любовью к России, желанием помочь русской армии, и тем более безза ветной преданностью русскому царю. Современные исторические источники сообщают нам, что «При строительстве Мурманской железной дороги исполь зовался труд 170 тыс. рабочих и военнопленных: 100 тыс. рабочих отходников из различных губерний страны, 40 тыс. военнопленных австро-венгерской и германской армий, 10 тыс. китайских рабочих из Манчжурии, 5,5 тыс. финских рабочих, около 2 тыс. солдат железнодорожных батальонов, 2 тыс. казахских рабочих из Семипалатинской области, около 2 тыс. рабочих из Канады»12. Использовался и женский труд: около 1500 завербованных «девиц из средне русских провинций»13. В последние годы сложился определенный стереотип суждений об участии в строительстве Мурманской железной дороги китайцев, которых почему-то стали называть военнопленными! Например, в газете «Северный Курьер» от 11.02.1998 приведен даже снимок китайских «военнопленных» на строитель стве Мурманской ж.д. Интересно, где и с кем они воевали, в составе какой армии, где попали в русский плен? Ответов не может быть. На самом деле китайские рабочие-землекопы участвовали в строительстве железной дороги в качестве контрактных рабочих. С правительством Китая были заключены соответствующие соглашения, которые позволяли его подданным с 1915 года беспрепятственно наниматься на работы в другие страны. 10 тысяч завербо ванных на Дальнем Востоке китайцев прибыло на строительство магистрали в середине 1916 года. Среди всех категорий строителей по выработке китайцы занимали первое место, а русские контрактные рабочие вырабатывали поч 11
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz