Агамирзоев, К. М. Путь на Север : исторический очерк : посвящается памяти рабочих и военнопленных, беспримерным трудом которых 90 лет назад было открыто сквозное движение по всей протяженности Мурманской железной дороги от Петрозаводска до Мурманска / Карен Агамирзоев. - Петрозаводск : Скандинавия, 2008. - 154 с. : ил.

Путь на Север. Исторический очерк морю. Проложили сплошной путь 1000-верстный рельсовый путь от Петроза­ водска до порта Романова на незамерзающем Мурманском берегу Северного океана, с небывалой в летописях железнодорожного строительства скоростью работая над сооружением этой самой северной на всем шаре дороги, в усло­ виях труда, доселе неиспытанных, преодолеть которые могли лишь русские люди, движимые в этом краю долгой полярной ночи горячей любовью к своей Родине, безграничным желанием помочь нашей доблестной армии, беззавет­ ной преданностью своему царю. Счастлив порадовать вас, государь, и Россию, что сего 3 ноября, в 12 часов дня на 537-й версте от Петрозаводска мною сом­ кнута линия великого северного пути, выводящая Россию на искони русские земли, на простор свободного океана. На месте смычки железнодорожного пути был отслужен благодарственный молебен... По окончании молебствия экстренный поезд в составе четырех вагонов прошел смычкудля дальнейшего моего следования на север через Кандалакшу на Романов... Свиты его вели­ чества генерал-майор князь Багратион-Мухранский»10. Здесь вынужден остановить изложение уже известных истории радостных всеподданнейших докладов Николаю II о смычке Великого пути. В докладе князя Багратиона-Мухранского сообщается Николаю II о героях строительства дороги - «русских людях.., русских инженерах и рабочих.., работая над соору­ жением... дороги.., движимые горячей любовью к своей Родине, безгранич­ ным желанием помочь нашей доблестной армии, беззаветной преданностью своему царю»11. И ни одного слова о десятках тысяч военнопленных, помимо русских рабочих, рабский труд которых совершенно не был обусловлен горя­ чей любовью к России, желанием помочь русской армии, и тем более безза­ ветной преданностью русскому царю. Современные исторические источники сообщают нам, что «При строительстве Мурманской железной дороги исполь­ зовался труд 170 тыс. рабочих и военнопленных: 100 тыс. рабочих отходников из различных губерний страны, 40 тыс. военнопленных австро-венгерской и германской армий, 10 тыс. китайских рабочих из Манчжурии, 5,5 тыс. финских рабочих, около 2 тыс. солдат железнодорожных батальонов, 2 тыс. казахских рабочих из Семипалатинской области, около 2 тыс. рабочих из Канады»12. Использовался и женский труд: около 1500 завербованных «девиц из средне­ русских провинций»13. В последние годы сложился определенный стереотип суждений об участии в строительстве Мурманской железной дороги китайцев, которых почему-то стали называть военнопленными! Например, в газете «Северный Курьер» от 11.02.1998 приведен даже снимок китайских «военнопленных» на строитель­ стве Мурманской ж.д. Интересно, где и с кем они воевали, в составе какой армии, где попали в русский плен? Ответов не может быть. На самом деле китайские рабочие-землекопы участвовали в строительстве железной дороги в качестве контрактных рабочих. С правительством Китая были заключены соответствующие соглашения, которые позволяли его подданным с 1915 года беспрепятственно наниматься на работы в другие страны. 10 тысяч завербо­ ванных на Дальнем Востоке китайцев прибыло на строительство магистрали в середине 1916 года. Среди всех категорий строителей по выработке китайцы занимали первое место, а русские контрактные рабочие вырабатывали поч­ 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz