Агамирзоев, К. М. Путь на Север : исторический очерк : посвящается памяти рабочих и военнопленных, беспримерным трудом которых 90 лет назад было открыто сквозное движение по всей протяженности Мурманской железной дороги от Петрозаводска до Мурманска / Карен Агамирзоев. - Петрозаводск : Скандинавия, 2008. - 154 с. : ил.
Путь на Север. Исторический очерк онерное общество Олонецкой железной дороги» приступила к строительству железной дороги. В уставном капитале акционерной компании принимал уча стие французский капитал. Строительство Олонецкой железной дороги пред полагалось завершить в течение 2,5 лет. После окончания строительства, в соответствии с Уставом акционерного общества, утвержденного в 1912 году Николаем II, компания получала право на эксплуатацию дороги в течение 81 года, с последующей передачей в казну. В январе 1916 года железнодорожная линия на участке Званка - Петрозаводск длиной в 256 верст была сдана в экс плуатацию, и по ней было открыто рабочее движение. С началом Первой мировой войны Россия лишилась выхода из Балтийского и Черного морей. Для связи с союзниками Правительство России было вынуж дено срочно принимать решение о сооружении железнодорожной линии через Карелию и Кольский полуостров к незамерзающим портам на мурманском побережье. 5 декабря 1914 года Совет министров утвердил ассигнования на сооружение дороги за счет казны в кратчайшие сроки и утвердил, «согласно расценочным ведомостям, строительную ведомость: 1) сооружения линии Пе трозаводск - Сороцкая бухта в сумме 17 042 381 р уб ...... Николай II одобрил это решение, собственноручно начертав на особом журнале Совета мини стров: «Согласен. Но считаю безусловно необходимым в будущем продолже ние этой линии на север -д о одной из лучших бухт Мурманского побережья. В Царском Селе. 1января 1915года»5. Общее руководство работами вело созданное в Петербурге Управление строительством Мурманской железной дороги под руководством инженера В.В. Горячковского. Масштабные работы по строительству тысячеверстного железного пути начались с января 1915 года. Темпы строительства Мурманской ж.д.: 1. Участок Петрозаводск - Сорока: протяженность 356 верст, начало работ - март 1915 года, окончание укладки пути - 17 декабря 1915 года. 2. Участок Сорока - Кандалакша: протяженность 371 верста, начало работ - сентябрь 1915 года, окончание укладки пути - 3 ноября 1916 года. 3. Участок Кандалакша - Мурманск: протяженность 360 верст, начало ра бот - июнь 1915 года, окончание укладки пути - 23 апреля 1916 года. Всего было построено 987 км железнодорожных путей за 20 мес. Темпы строительства составили в среднем 591 версту в год (626 км)6. Поражает масштаб и грандиозность осуществления строительных работ по сооружению железнодорожной магистрали Петрозаводск - мурманское побе режье в условиях северных широт, непроходимой тайги, множество естествен ных препятствий в виде рек, ручьев, озер, болот, привлечение к строительным работам беспрецедентно больших трудовых ресурсов в кратчайшие сроки, ре шение стратегически важной задачи с помощью принудительного массового бесплатного труда десятков тысяч военнопленных. Из телеграммы начальника работ В.В. Горячковского в Кандалакшу от 21 декабря 1915 года в связи с завершением строительства линии Петроза водск - Сорокская бухта: «Последнее звено на линии Петрозаводск - Сороц кая бухта, составляющей первый этап на Великом Мурманском пути, заложено 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz