Агамирзоев, К. М. Путь на Север : исторический очерк : посвящается памяти рабочих и военнопленных, беспримерным трудом которых 90 лет назад было открыто сквозное движение по всей протяженности Мурманской железной дороги от Петрозаводска до Мурманска / Карен Агамирзоев. - Петрозаводск : Скандинавия, 2008. - 154 с. : ил.

Карен Агамирзоев Гаагская Конвенция 1907 года провозгласила принципы гуманного об­ ращения с военнопленными. Под давлением европейской общественности и авторитетных общественных организаций и, в первую очередь, общества Красного Креста, 7 октября 1914 года в Санкт-Петербурге при обществе Крас­ ного Креста Положением о военнопленных, утвержденным Императором Ни­ колаем II, было учреждено Центральное Справочное бюро о военнопленных под покровительством ее Императорского Величества Императрицы Марии Федоровны3. В октябре 1914 г. Николай II утвердил «Положение о военнопленных», где говорилось о том, что с военнопленными, «как с законными защитниками сво­ его отечества, надлежит обращаться человеколюбиво»4. Позднее эти слова назовут «лицемерным прикрытием» жестокостей по отношению к пленным. Однако бесспорен тот факт, что уничтожение пленных в 1914-1918 годах не являлось, да и не могло являться, целью деятельности как русских, так и гер­ манских властей. Приказы военного министра России строжайшим образом запрещали применение к пленным физических наказаний или длительное их заключение в тюрьмах. Естественно, и речи не было о расстрелах военно­ пленных. Однако декларация гуманизма и забота о пленных, как одно из на­ следий цивилизации XIX в., уже в начале XX столетия вступили в противоречие с реальностью. Переход к формированию массовых армий, насчитывавших в своих рядах миллионы солдат и офицеров, повлек и резкое увеличение числа пленных, захваченных воюющими сторонами. Обеспечение нормальных усло­ вий существования сотням тысяч бывших вражеских солдат ложилось непо­ сильным бременем на экономику каждой из воюющих стран. Поэтому и вы­ полнить свои обязательства в отношении военнопленных в 1914-1918 годах не смогло ни одно из воевавших государств. 2. 90 лет назад... Строительство Олонецкой и Мурманской железных дорог, которое было на­ чато в 1914 году, стало крупнейшим явлением в экономике Карелии и Северо- Западных губерний России в начале 20 века. В результате строительства же­ лезнодорожной линии Россия получила выход в Баренцево море и Атлантику через незамерзающие порты на мурманском побережье. Мурманский край и Карелия получили постоянную и надежную транспортную связь с централь­ ными губерниями Российской Империи, с крупнейшими политическими, эко­ номическими и культурными центрами страны. Необходимость строительства северной магистрали остро ощущалась, начиная с последней четверти XIX века, но в связи с дороговизной строительства Правительство все проекты откладывало до лучших времен. Накануне начала Первой мировой войны в 1913 году было принято решение о начале строительства железнодорожного пути от ст. Званка (ныне Волхов- строй) до Петрозаводска. С середины июля 1914 года частная компания «Акци­ 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz