Агамирзоев, К. М. Одиссея надворного советника Дьяконова : [исторический очерк] / К. М. Агамирзоев. - Костомукша : Костомукша-Медиа, 2019. - 99 с. : ил., портр., факс.

Одиссея надворного советника Юъяконова оживило экономическую жизнь в крае, что, в свою оче­ редь, увеличило важное значение Кандалакшского порта, большей частью не замерзающего зимой. Предполагалось, что зимой, в то время, как «горло» Белого моря забито льдами, иностранные грузы из Мур­ манска по железной дороге направлялись бы в Канда­ лакшский порт, откуда доставлялись бы ледоколами в Со­ року (ныне Беломорск) или Архангельск, а оттуда - вглубь Империи. В докладе, по мнению исследователя А.В. Ковале­ ва, угадывался некий скепсис в отношении надежности Кандалакшского порта. Например, зимой 1916 г. Канда­ лакшский и Сорокский заливы замерзли на большом уда­ лении от береговой черты, что вынудило транспортировку грузов из Канда­ лакши до железно­ дорожных станций эованиеми и Уле- іборг производить -іа лошадях и оле­ нях. В связи с этим эбстоятельством К. Дьяконов сделал вывод, что если и 5ыла необходимость в таможенном надзоре в порту Кандалакша, то по­ средственная. Штат Канда­ лакшской таможен­ ной заставы состоял из управляющего, одного канцеляр­ ского чиновника и трех досмотрщиков. На время войны заставе были предоставлены права по приему и транзит­ ной перевозке грузов до портов Кеми и Сороки под ответ­ ственностью капитанов пароходов, а равно по досмотру всех товаров, привозимых для местных потребностей. 1 июля 1916 года таможенная застава в Кандалакше была полностью сформирована и приступила к работе. 108Ковалев А.В. Как Тит Фомин и Аапо Халло бизнес делали. Полярная Правда. -1997. - 25 сент. 109 - Там же. Паровоз для Мурманской железной дороги на оз. Имандра перед транс­ портировкой на барже на северную часть дороги. 1915 г. 72

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz