Агамирзоев, К. М. Одиссея надворного советника Дьяконова : [исторический очерк] / К. М. Агамирзоев. - Костомукша : Костомукша-Медиа, 2019. - 99 с. : ил., портр., факс.

Одиссея надворного советника Юъяконова писатель В.В. Головин рассуждает (из переписки от 14 марта 2013 г., извлечения): «К сожалению, барк «Розен­ берг» меньших размеров. В переводе с английских футов на метры его длина составляет 55,02 м, ширина 10,82 м. И потом барк был деревянным с обитым днищем медью. А это было практически самое ценное, что осталось на судне. Думаю, что из-за меди его и купили. Вряд-ли новый владелец мог бросить его на произвол судьбы. ... ». Мы знаем, что после продажи барка с аукциона у причала на о. Березовый новый владелец демонтировал с него всю листовую медь. Возникает вопрос, куда делся корпус «Розенберга»? В.В. Головин допускает, что корпус барка, как ненужный хлам, вполне могли затопить на до­ статочной глубине здесь же, в Старцевой губе. Насчет размеров подводного объекта В.В. Головин высказался так: «А увеличенные размеры затопленного судна (барка) могли появиться от того, что деревянный корпус от вре­ мени развалился ... в прямой (раскрытой) форме, что уве­ личило размеры корабля в 1,5 раза. Тогда все сходится, учитывая, что причал биржи завода «Русанова» находил­ ся на острове Березовом». В.В. Головин привел убеди­ тельные и веские доказательства своей гипотезы о воз­ можной принадлежности подводного объекта у северной части острова Березового в Старцевой губе к корпусу нор­ вежского барка «Розенберг». Нам так и не удалось точно и документально найти место нахождения останков «Розенберга», но мы смогли открыть еще одну, ранее неизвестную, страничку в исто­ рии таможенной службы в Ковде в начале XX в., изучить аварию барка «Розенберг» в 1901 г., увидеть фигуру управляющего Ковдинской таможенной заставы не в обра­ зе «заштатного» чиновника в далекой северной провин­ ции. Анализ дела «Розенберга» показывает, что заслугой управляющего Ковдинской таможенной заставой К.А. Дьяконова стало не только спасение и охрана потерпевше­ го аварию судна, но и грамотное оформление всех страхо­ вых документов с соблюдением международного морского права по страхованию судов таким образом, чтобы из страховых и вырученных от продажи парусника сумм гос­ ударство имело право на возмещение всех положенных по закону таможенных пошлин и сборов, а также компенса­ цию всех остальных затрат в пользу государства. 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz