Агамирзоев, К. М. Одиссея надворного советника Дьяконова : [исторический очерк] / К. М. Агамирзоев. - Костомукша : Костомукша-Медиа, 2019. - 99 с. : ил., портр., факс.

К,Ж Ягамирэоев В СССР и в Германии в довоенные годы не было единого мнения, кто-то считал, что «Утгард» был уведен в Архангельск и вооружен, а некоторые, в т.ч. и бывший шкипер «Утгарда» О. Люкас, считали, что русские пото­ пили «Утгард». И многие жители Ковды за давностью лет тоже считали, что «Утгард» так и покоится на дне Старце­ вой губы. Вот что пишет А.И. Патраков: «Послесловие. В 1915 г. знакомый Сент-Илера, уже в Юрьеве (Тарту) ска­ зал профессору, что, наверное германский пароход «Ут­ гард» был уведен в Архангельск и вооружен. Позвольте, уважаемый читатель, не согласиться. Кто отважится буксировать через военное море трофейный корабль? И сколько же топлива буксирам? Все Ковдские буксиры хо­ дили на дровах. В памяти людей поселка Лесозаводского не сохранился этот трагический эпизод. Может и пото­ му, что судно от причала вывели на рейд. А затем после­ довали грозные события. Это мировая и гражданская войны, закрытие лесозаводов, и другие. До судна ли?». Теперь, после достоверного выяснения судьбы «Утгарда», становится понятно, что немецкие корабли зря салютовали морскому дну, т.к. «Утгарда» там нет. Но Патраков, рассказывая об истории с «Утгардом», упомя­ нул еще один интересный случай об обнаружении в Стар­ цевой губе массивного подводного объекта: «Короткое северное лето 2000 года. Есть солнце на небе - тепло. Скрылось за тучами - дождь и штормовой ветер. На острове Высоком (рядом с о. Березовым) расположился детский подводный клуб «Платиниус». Это участники экспедиции «Заполярье», целью которого - исследование морского дна. От местных рыбаков они узнали о зато­ нувшем в давние времена судне. У северной части острова Березовый, на глубине до 18 метров, обнаружили останки его. Оказалось, что длина его 65 метров^ширина 15 мет­ ров. Это большое морское сооружение». И вот сейчас есть повод из 2000 г. снова вернуться почти на 100 лет назад, к аварии норвежского барка «Ро­ зенберг» в 35 верстах от Ковды в 1901 г., и попробовать разгадать краеведческую загадку, с которой связана исто­ рия Ковдинской таможенной заставы в начале XX в. По результатам изучения всех аварий судов в Ковдской губе, 86 т Там же. 87 -Г Там же. 63

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz