Афанасьева, Н. Е. Варзино... Мы помним тебя, малая родина! : в январе 2019 года исполнилось 50 лет с момента закрытия саамского населённого пункта – деревни Варзино / Нина Елисеевна Афанасьева. - Мурманск ; Санкт-Петербург : Первый ИПХ, 2020. - 455 с. : ил., цв. ил., портр.

ВАРЗИНО... ^ Мы помним тебя, малая родина1 У ж \ . • • С аамы занимались оленеводством с дав­ них пор. Оленеводство у саамов имело ряд особенностей. Основной из них мож­ но считать вольный выпас оленей в течение всего летнего периода. Охрана оленей пастухами осу­ ществлялась только в период проживания в зим­ них погостах, когда олени не уходили далеко от жилья, а также во время отёла. Летом саамы за­ нимались рыбной ловлей, отпускали оленей на вольный выпас, а осенью собирали свои стада. Оленя использовали как транспортное средство, летом вьючных оленей использовали для перевоз­ ки грузов, маленьких детей в люльках. Зимой ез­ дили по тундре на керёжах с одним запряжённым быком. Хозяйство саамов носило в основном на­ туральный характер: лишь небольшая часть про­ дукции шла на продажу, всё потреблялось сами­ ми хозяевами-оленеводами. Из меха оленя шили зимнюю одежду, обувь, спальные мешки, из ро­ гов и костей изготовляли нужные бытовые пред­ меты и украшения, мясо шло в пищу. В каждой семье были свои олени, у кого боль­ ше, у кого меньше. В тундре нельзя обойтись без оленя. Это то животное, которому не нужно запа­ сать корм, олень сам себе добывает в тундре пищу и зимой, и летом. Саамы любили и берегли своих оленей. Воспе­ вали в сказках и легендах. Вот так говорится в современной легенде о пред­ назначении малочисленного саамского народа: «Мы не пахари, мы не косари. Мы - 10- оленный народ. Наш хлеб - олень-батюш- ка. Его кормом живём: мох белый , ягель... Деды и прадеды учили нас: «Землю надо беречь. Как она досталась нам в поросли трав и во мхах, поросшая лесами и куста­ ми и всякой зеленью, так и беречь её надо зелёную. Будешь беречь и холить землю зелёную, весёлую - сам будешь сыт, здо­ ров и весел человек...» 10 Так вот по этим заветам жили саамы, любили и любят и берегут землю свою. Трудно жилось, но что имели, надо было со­ хранять. В каждой семье были свои родовые зна­ ки для клеймления оленей, так называемые «уше- пятна» - метки на ушах молодняка, каждый член Киселёв, А. А. Советские саамы: история, экономика, культура. [Текст] / А. А. Киселёв, Т. А. Киселёва - Мурманск, 1987. - 208 с., илл. t r t& ІС Л & І ІЖ С І 4Я U Ь A Д а н и л о в ы . Ю л и к ь ,. М е л е н т и в ь . П о п л о в т.. Ю Д е в ъ . А в т о н о в ъ . Юшковы. Захаровы. Гавриловы. Элементы родовых клейм взяты из архива А. Е. Мозолевской ❖

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz