один из основателей макромолекулярной химии Герман Штаудингер, из известных двадцати аминокислот теоретически могло быть построено десять в степени 1278 пептидов (белковых тел). Для сравнения - водные массы океана состоят из количества молекул, исчисляющегося десятью "всего лишь" в степени 46. 4.3. Концепция постепенного развития Принято считать, что время рождения теорий жизни (1790-1900) начинается с Эразма Дарвина (1731-1802) и его единой "нити" создания всего человечества Творцом, благодаря которому наследникам передавались божьей помощью приобретенные признаки родителей. Ж.-Б. Ламарк (1744­ 1829) обосновал передачу фенотипических признаков потомству, оппонент Ламарка Жорж Кювье (1769-1832), используя палеонтологические летописи, предложил теорию катастроф , после которых скачкообразно возникали новые виды. Его ровесник Уильям Смит (1769-1838) отрицал выводы Кювье, считая развитие жизни равномерным. Модель прогрессивных изменений живой материи ископаемых остатков разработал Чарлз Лайель (1797-1875). Обобщая сложные взаимоотношения авторов гипотез, их определяют тремя главными направлениями: ламаркизмом, катастрофизмом Кювье и униформизмом Лайеля. Новаторская эволюционная концепция Ламарка не была востребована современниками, деистическая позиция ученого и независимость эктогенетического (внешнего) и автогенетического (внутреннего) факторов эволюции в его понимании не давали решить фундаментальную естественнонаучную проблему живой материи. Наконец, цивилизованному человечеству была подарена теория эволюции, одновременно открытая Чарлзом Дарвином (1809-1882) и Альфредом Расселом Уоллесом (1823-1913), правда, последний не решился включить в нее человека. Да и само человечество отреагировало на революционное открытие эволюции неоднозначно. Дарвин тоже не смог отказаться от божественного происхождения жизни, выводя за рамки компетенции Творца авторство слишком простых для него физических законов: "Есть некое величие, - заключает в "Происхождении видов" великий ученый, - в представлении о том, что жизнь с ее различными проявлениями Творец первоначально вдохнул всего лишь в несколько форм или даже в одну; и в то же время, как наша планета продолжает вращаться, подчиняясь раз и навсегда установленному закону тяготения, из такого простого начала развивалась и развивается бесконечное число 68