Адров, Н. М. Учение о биосфере : учебное пособие / Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2010. – 285 с.

млрд лет назад, были бактерии и синезеленые водоросли, иначе называемые цианобактериями - одноклеточные существа прокариоты (безъядерные), жизнь которых протекала на основе энергии брожения за счет готовых органических соединений, т. е. они были гетеротрофами, а не автотрофами, которыми стали впоследствии появившиеся эукариоты - клеточные организмы, обладающие ядром, сменившие принцип растительной жизни на фотосинтетический. Наследственная информация новых живых организмов сосредоточилась в ядре, а не распределялась диффузно как у их предшественников. Носителями информации теперь стали гены, локализованные в хромосомах ядра. Эукариоты уже не могли жить без кислорода, который стал посредником между окружающей средой и организмами, нашедшими более рациональную форму аэробного метаболизма. Вследствие окисления углеводов при таком метаболизме выход биологически полезной энергии увеличился в 18 раз по сравнению с брожением. Весь молекулярный газообразный кислород, распространенный ныне в атмосфере и абсорбированный в водных массах океано- и гидросферы, имеет фотосинтетическое, биохимическое происхождение, так как до возникновения земной биосферы кислород из-за высокой своей активности входил во все, какие только были возможны, соединения с окружающими химическими элементами. В отличие от кислорода, самый главный воздушный газ азот весьма инертен и труднодоступен большинству живых организмов, за исключением группы азотфиксаторов. Минеральные соединения азота интенсивно ассимилируются растительными организмами и концентрируются в белковых клетках морских обитателей. Поставка солей азота помимо процессов дегазации недр Земли происходит за счет электромагнитных и ультрафиолетовых воздействий на атмосферу, переводящих молекулярный азот в ионно-атомарную форму, и гидробиохимических-азотфиксирующих процессов, протекающих в почвах. Вопросы для самопроверки 1. Какие повороты отмечены в представлении о веществах? 2. Какова роль углерода в атомно-молекулярном учении? 3. Что такое органический синтез? 4. Какие химические вещества стали главным "субстратом жизни"? 5. Какое значение в эволюции биосферы имели кислород и азот? 6. Как отразилось на научном мировоззрении открытие хлорофилла? 7. Как осуществляется биогенная миграция химических элементов? 63

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz