составляющих, из которых они могут быть вновь получены или полностью разложены путем последовательного отщепления элементов по примеру "лестницы сгорания". П.Е.М.Бертло Геометрическое расположение мельчайших частичек в пространстве, как и их формы, были предметами размышления многих ученых, которых можно причислить к физикохимикам, но для появления стереохимии необходимо было открытия поляризованного света, которое совершил французский ученый и политический деятель Доминик Франсуа Араго (1786-1853). В 1811 г. он обнаружил способность кристалла кварца вращать плоскость поляризации света, которую назвал оптической активностью. Затем эксперименты Ж. Б. Био, Э. Митчерлиха, Л. Пастера распространили оптическую активность на другие вещества, в том числе и органические, появились понятия право- и левовращающихся форм. Наконец наступило время триумфального достижения голландца Якоба Хендрика Вант-Гоффа (1852-1911), который впервые представил себе молекулу метана в виде тетраэдра как наиболее выгодного с энергетической точки зрения взаиморасположения атомов углерода и водорода, при этом автор говорил о направленности валентностей углеродного атома. Идея пространственного строения молекул нужна была для того, чтобы объяснить явления оптической изомерии (изомеры - химические соединения, имеющие одинаковый состав молекул и массу, но разные химические и физические свойства из-за разного взаиморасположения атомов). Статья Вант-Гоффа "Химия в пространстве", в которой были высказаны все стереохимические соображения автора, стала этапной в дальнейшем восхождении органической химии. 51