3 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................ 7 ГЛАВА 1. ОТ ОБЩИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДО ТЕОРИИ........................... 10 1.1. Эпохальное открытие биосферы. 1.2. Стратегия природы 1.3. Биоантропогенная устойчивость природных структур. 1.4. Экосистемы, биогеоценозы. 1.5. Теория эволюции. 1.6. Концепции теоретической биологии. 1.7. Клеточная теория. ГЛАВА 2. САМООРГАНИЗАЦИЯ ПРИРОДНЫХ СТРУКТУР.................... 28 2.1. Энтропия и жизнь. 2.2. Негэнтропия. 2.3. Круговорот воды в системе геосфер. 2.4. Синергетика. 2.5. Теория систем. 2.6. Кибернетические принципы. 2.7. Компенсаторно-буферная функция биосферы и автоторфность человечества. ГЛАВА 3. БИОГЕОХИМИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ.............................................46 3.1. Эволюция представлений о веществах. 3.2. "Углеродная" теория А. М. Бутлерова. 3.3. Органический синтез. 3.4. Химические вещества как субстрат жизни. 3.5. Кислород и азот. 3.6. Открытие хлорофилла. 3.7. Биогенная миграция химических элементов. ГЛАВА 4. ЗАРОЖДЕНИЕ И СУЩЕСТВОВАНИЕ ЖИВОЙ МАТЕРИИ.....64 4.1. "Порядок" живой материи и энтропии. 4.2. Всеобщий биосинтез. 4.3. Концепция постепенного развития. 4.4. Номогенез и неономогенез. 4.5. Гипотезы возникновения жизни. 4.6. Переход от химических к биохимическим реакциям. 4.7. Шесть тенденций "технологии" естественной биоты. ГЛАВА 5. ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ СЦЕНАРИИ..................................... 79 5.1. Проблемы возрастных оценок. 5.2. Реконструкция прошлого на основе стратиграфии. 5.3. Эволюционная палеонтология. 5.4. Стадии эволюционного процесса. 5.5. Этапы эволюции. 5.6. Эволюция в мезозое и кайнозое. 5.7. Ледниковый период. ГЛАВА 6. ОСНОВЫ УСТОЙЧИВОСТИ БИОГЕОХИМИЧЕСКОГО КРУГОВОРОТА.............................................................................................92