Адров, Н. М. Учение о биосфере : учебное пособие / Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2010. – 285 с.

I. Проблема водных ресурсов . Стимулирование водосберегающ их технологий . Создание базы для улучшения практики водопользования , например, крупных водохранилищ многоцелевого использования. II. Проблема стихийных бедствий . Помимо инженерных решений: а) информирование населения и заинтересованных организаций, б ) внедрение способов смягчения последствий , в) регуляция заселения в местах , подверженных риску природных катаклизмов, г) совершенствование системы прогнозирования. III. Проблема бассейнового п одхода к управлению окружающей средой и планированию социально-экономического развития. Познание природных и социально-экономических законов функционирования крупных регионов со сложной природно-хозяйственной структурой. Планирование и управление. IV. Проблема урбанизации . Географические приемы размещения хозяйства. Борьба с бедностью населения в развивающихся странах - одна из главных задач цивилизации. V. Проблема образования, методологии научного познания и роли междисциплинарных связей в географии. Учет связи географии с другими науками. Н еобходим ость таких связей с точки зрения географа-теоретика, VI. Проблема исторической географии связана с вопросами современной деградации природной среды. Пропаганда защиты природы. Выработка единого представления о том , какая природа должна охраняться. VII. Проблема сохранения природных ресурсов и систем глобального жизнеобеспечения . Региональный и глобальный подходы . Нерациональное использование природных ресурсов приводит к нарушению биогеохимических круговоротов. П ер еход к ресурсосберегающим технологиям. Понимание лицами, принимающими решения, неординарности задачи выбора и творческого отношения к ней. Начало работ Научного комитета по проблемам окружающей среды (СКОПЕ), поддерживаемых ЮНЕП, ознаменовалось изучением взаимодействия больших систем жизнеобеспечения - воздуха , воды и минеральных соединений - на основе анализа биохимических циклов углерода , азота, серы и фосфора , как наиболее характерных связей, пронизывающих жизнь планеты. Понимание механизма взаимодействия м еж ду глобальными циклами только начинается, хотя установлено , что еж егодное поступление в атмосферу углекислого газа равняется почти 10% его объема , используемого растениями, нитриты и нитраты, как продукты 273

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz