Адров, Н. М. Учение о биосфере : учебное пособие / Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2010. – 285 с.

противоборстве с другими системами. Механизмы этногенеза и социогенеза параллельны, но не соизмеримы. Экосистемы этносов и их этноценозов образуют мозаичную антропосферу, которая становится этносферой. Ни один человек не живет вне этноса, который, по сути, является биологической системой и проходит обычный путь от рождения до гибели. Здесь мы встречаемся с еще одной гранью ноосферы, со своими правилами устройства и взаимоотношениями больших общественных образований. Таким образом, появились еще два аналога понятия ноосферы: антропосфера и этносфера. Вспомним, что имеются еще названия пневматосфера и психосфера, о духовных составляющих которых было уже сказано. Однако следует добавить, что Л. Н. Гумилев, как основатель нового научного направления этнологии, использующей в своей материальной части географию и климатологию (кормящий ландшафт), говорил о самостоятельности дисциплины этнопсихологии, призванной изучать психологические аспекты этнического феномена. Как историк, опирающийся на естественные науки, изучающие биосферу и географическую оболочку, автор формулирует следующие фазы развития гексафазного развития этногенеза: 1) подъема - стабильного роста пассионарного (от фр. passion - строить) напряжения, 2) акматическая - максимального пассионарного напряжения этноса, 3) надлома - раскола этнического поля, 4) инерции - плавного уменьшения пассионарности, 5) обскурации - снижения пассионарного напряжения до уровня ниже гомеостатического и 6) мемориальная фаза, знаменующая переход к этническому гомеостазу. Однако эта и все другие модели развития человеческого общества невозможно в "должном" виде, то есть для решения практических задач и глобальных управленческих проблем, представить в математической форме без того же "должного" упрощения, выделяющего хотя бы одну объективную закономерность. Естественнонаучные законы объединяет их рациональная составляющая: в определенных формализованных и сформулированных условиях они соблюдаются всегда без исключений. Общественные законы построены более всего на эмоциональной основе и нарушаются, как говорится, сплошь и рядом. Тем не менее, они приобретают форму в процессе развития общества и являются объективной основой существования и сосуществования крупных объединений людей, которые, в отличие от других животных, способны не только к сохранению своего вида, но и самоуничтожению, не имеющему ничего общего с хищничеством и каннибализмом биологической природы. 266

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz