Адров, Н. М. Учение о биосфере : учебное пособие / Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2010. – 285 с.

265 ГЛАВА 17. ЦИВИЛИЗАЦИЯ И БИОАНТРОПОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ 17.1. Единство структуры природы и общества Общественные организации лю дей обладают куда более сложными принципами отбора , чем сообщ ества животных. Благодаря огромному внутреннему разнообразию человечества как вида, в целом рост потребления ресурсов , казалось бы, не грозил серьезными нарушениями. Однако все оказалось не так просто , и исчерпаемость природных, в том числе и биосферных ресурсов вскоре дала о себ е знать. Тем не м енее , всем всегда было очевидно , что, объединив усилия , весь имеющийся коллективный интеллект, можно добиться у сп еха в достиж ении общ ей цели экологического императива. С позиции информатики важнейшей причиной появления нравственных принципов была необходим ость в создании новой формы памяти. Эту память реализовал "Учитель" - система , возникшая еще сотни тысяч лет назад ("не убий" - основа человеческой морали, которая уж е существовала у ряда высших животных, не допускавших напрасных, бессмысленных жертв). В . И. Вернадский был убежден : "Духовная энергия человека так велика, что не было в истории случая, чтобы она не могла выработать полезную энергию и з-за недостатка природного материала... Есть один факт развития Земли - это усиление сознания!". Для "усиления сознания" в 1983 году при ООН даже была создана М еждународная комиссия по окружающей среде и ее дальнейшему развитию , которая разработала Глобальную программу изменений , ориентированную на устойчивое развитие и принятие впоследствии "Хартии Земли". П роблему стабильности -деградации общ ества оригинальным способом решил величайший знаток истории этносов Лев Николаевич Гумилев (1 9 1 2 ­ 1992), вложив в свою теорию и дею пассионарности - феномена энергоизбыточности от крупных людских сообщ еств до самого человека, или, словами автора, пассионарность - это избыток биохимической энергии живого вещества биосферы , вызванный пассионарным толчком, приводящим к появлению новых этнических систем . Отвергая традиционное определение этноса как некоей стандартной социальной категории, он пришел к выводу о том , что система каждого этноса оригинальна, неповторима и формируется в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz