Адров, Н. М. Учение о биосфере : учебное пособие / Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2010. – 285 с.
ним родство , в процессе приобщения к труду и новым социальным отношениям появились новые психологические функции: наследственные реакции, умноженны е на личный опыт + исторический опыт + социальный опыт + удвоенный опыт (сознание). Опыт человека - это тот дар природы, который позволяет выполнить операцию , н едоступную другим живым организмам, - поставь себя на его место . Она требует концептуального мышления, то есть комплекса упрощ ений -иллю зий -сравнений , в основе которых лежит ручной труд , недоступный ни одном у , кроме человека, существу. В отличие от ортодоксального и парадоксального поведения косной и живой материи, абсурдное игровое поведение человека стало основой Разума, эволюция которого имеет свои нооритмы , так ж е как все живые организмы имеют биоритмы. Относительная абсурдность функционирования психологической системы сценарий -антисценарий просматривается в развитии личности. Примитивность игрового поведения в детстве останавливает и х продолж ение в юнош еском и зрелом возрасте, потому что задачи взрослого человека считаются более ответственными и серьезными, Тем не м енее , все психологические принципы, заложенные детскими играми, соблю даю тся людьми до самого их у х о д а в небытие. Акмеологический период развития, казалось бы, лишенный детской неразумности и юнош еского романтизма, в своих творческих проявлениях всегда копирует игровое поведение детей и юношества. Известны оптимальные возрастные моменты научного творчества, которые приходятся в сильно осредненном варианте на 3 5 - 4 5 лет. Предш ествующий жизненный кризис 3 0 - 3 3 лет выводит на первый план социальную составляющую игры, отодвигая на второй план ее интеллектуальную составляющую , поскольку общ ество заставляет направить большую часть энергии на реш ение его самых актуальных задач , связанных с производством материальных благ, воспитанием потомства и т. д. Еще более остро встает вопрос о перевесе социальной игры в период кризиса середины жизни , когда человек на время теряет смысл существования и долж ен еще дальше на задний план отодвинуть личные желания, обусловленны е интеллектуальной игрой, в противном случае ему грозит углубление кризиса и болезнь . Усиление социальной роли человека в период взрослости во многом зависит от его игровой активности, воспитанной в детстве. Специалисты подчеркивают, что в период геронтогенеза усиливается роль личностного речевого фактора, профессиональной деятельности и образования, то есть именно т ех игровых функций, которые закладываются в детстве, продолжаются в юности и 263
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz