Адров, Н. М. Учение о биосфере : учебное пособие / Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2010. – 285 с.

помощью материальных носителей языковой речи информации , помогло формированию структуры сообщ еств , отличающихся от прежних тем , что появилась культурная специализация, не связанная генетическими узами и меняющаяся с развитием культуры - пространства языка, искусства, религии, науки, мифологии , совместной производственной и бытовой деятельности людей . Геном человека формировался до тех пор, пока скорость накопления генетической и культурной информации были одинаковыми и в равной степени усиливали конкурентоспособность вида. Прогресс культуры настолько ослабил приоритет эволюции , что вид перестал изменяться генетически. Новая, со сложными внутренними связями социальная структура способствовала рож дению так необходимы х для успеш ной коллективизации альтруистических привычек, связывающих неродственные особи . Несмотря на то , что, как показали исследования подопытных животных и человека, на одного альтруиста приходится два эгоиста , альтруистическое партнерство одной трети населения успеш но противостояло эгои зму большинства. Цивилизация, развивающаяся на обобщ ествленной информации , выдвинула авангард сообщ еств с наиболее развитой культурой - настолько оптимальной, что она приостановила неуклонно прогрессирующ ее увеличение головного мозга. У сложняющ ееся социальное устройство человечества потребовало формирования устойчивых индивидуальных особенност ей личности и типичных способов поведения. И зучением способов поведения , как ответов организма на стимул извне, занимается наука этология (этосферология). Поведение лю бого животного адаптировано к его образу жизни . Н аиболее важными с точки зрения ноосферы и этосферы являются социальные взаимодействия в обществе. Иногда говорят о культурных традициях, характеризующих элементы поведения , не детерминированные генетически. Преподавание культурных навыков происходит через старших представителей общества. Обучение включает в себя импринтинг (от англ. imprint - впечатывать), ассоциативное и неассоциативное виды обучения , подражание и когнитивные процессы , наиболее ярким примером которых является инсайт (озарение). Наиболее существенным элементом лю бого социального поведения является коммуникация, п од которой понимают главным образом обм ен информацией со всеми деталями: отправителем, как генератором коммуникативных сигналов, адресатом , каналом коммуникации, кодами, помехами , контекстом сообщ ений и многим другим . В поведении человека в отличие от всех остальных млекопитающих, несмотря на непосредственное биологическое с 262

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz