Адров, Н. М. Учение о биосфере : учебное пособие / Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2010. – 285 с.

16.7. "Динамический аспект статуса” Так определил "роль", как научный термин, американский ученый Р. Линтон, который совместно с коллегой М. Ридом ввел в 20 -е годы Х Х в. это непростое сочетание слов, в котором под статусом понималась социальная позиция личности, динамичность которой проявлялась, можно сказать, игровым поведением или исполнением роли. Огромное количество по зиций индивидов , групп, общ еств невероятно усложняет их взаимоотношения , однако сущ ествуют определенны е нормативные системы действий , которые не зависят от индивидуально-психологических свойств отдельного человека. М ногообразие социальных ролей разделяют на две части: приписанные (например, мужские и ж енские) и достигнутые (командир, проф ессор , тренер). Я -концепция , как проявление самосознания личности, противопоставляется концепции "не-Я", что приводит к возникновению личностно-ролевых , интерролевых (межролевых) и интраролевых (внутриролевых) конфликтов. И здесь самое большое значение принимает мотивация игрового поведения . Эта часть взаимоотношения психических свойств личности и ее ролевого поведения слабо изучена , что объясняется сложностью сочетаний соверш енно разных "игр" человека в контексте различия жизненных ситуаций. Профессиональная деформация личности, проявляющаяся в игровом поведении вне сферы профессиональной деятельности , свойственная главным образом педагогам , распространяющим дидактическую поучающ ую манеру на все предметы , почти совсем не изучена. Но очевидно , что в современную эп о х у самообразовательная деформация личности вместе с самосоверш енствующ ейся деформацией общ ества должна идти в двух противоположных направлениях, определяемых прогрессивными изменениями в технологии общественных (усиление коллективного разума) и гуманитарных (рост интеллекта нравственной личности) направлений науки. РЕЗЮМЕ Выделяют 3 черты, присущие только человеку: исключительная полиморфность при единообразии генетического материала (бол ее ста полиморфных систем обеспечивают человеку генотипическую индивидуальность), накопление и передача индивидуального опыта последующ им поколениям (культурное наследие) и способность к конструктивной коллективной деятельности. Развитие языка, давшего возможность накоплению не только эмоциональной , но и формализованной с 261

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz