Адров, Н. М. Учение о биосфере : учебное пособие / Н. М. Адров. – Мурманск : Издательство МГТУ, 2010. – 285 с.

согласно Б. Г. Ананьеву, противодействуют старению. При высоком уровне образования не наблюдается спада вербальных функций до глубокой старости. Невербальные функции сохраняются у высокопрофессиональных личностей. Творческая ориентация в наибольшей степени способствует сохранению здоровья, психологическому и биологическому долголетию. Этот период в целом можно назвать стадией вероисповедального игрового поведения, потому что снижение уровня притязаний, осознание неотвратимого своего ухода и, в то же время, вечности всеобщей жизни приводят к неизбежному игровому самоотвержению. Историческое и воспитательное значение игр общеизвестно, их многовариантность обусловливает богатство культуры. Роль детства является главной в формировании игрового поведения человека, которому он следует всю жизнь. Вначале формируются неадекватные, "магические" представления об окружающих людях и других живых существах. "Свободное" поведение постепенно перепрограммируется в сценарий, который управляет судьбой, а антисценарий - жизненным стилем личности. Люди, привязанные к сценарию, подразделяются на две части: 1) руководимые сценарием (усердный работник, умеющий развлечься в свободное время) и 2) одержимые сценарием (запущенный алкоголик или наркоман; жертвы трагического или "рокового" сценария). В подростковом возрасте определяется, какие игры становятся фаворитами, а какие будут забыты. Юность - это "период, когда кошмарные "тоннели" детства приобретают более реалистическую и современную форму и ложатся в основу оперативного сценария, определяющего жизненный план" [Берн, 1992, с. 267]. "... сценарный аппарат гораздо более чуток и подвижен, чем аппарат генетический, и постоянно изменяется под воздействием внешних факторов, таких, как жизненный опыт и предписания, получаемые от других людей" [там же, с 351]. В отличие от Фрейда (бессознательные сексуальные влечения "Оно", силы социальных норм "Я" и силы индивидуального Я - "Сверх-Я"), здесь структура личности состоит из "Ребенка" (источника спонтанных, архаичных, неконтролируемых импульсов), "Родителя" (педанта, знающего как надо вести себя и склонный к поучениям) и "Взрослого" (своего рода счетная машина, взвешивающая соотношения "хочу" и "надо"). Все трое живут одновременно, но проявляются в каждый момент поодиночке. 260

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz